Янис Юрканс: ради того, чтобы «уесть» русских, латыши закрыли глаза на убийство Латвии 2

Бывший министр иностранных дел Латвии Янис Юрканс перебрался из Риги в свой сельский дом под Саулкрасты и взялся за книгу воспоминаний. На вопрос об участии в текущей политике в интервью «Открытому городу» отвечает: «Да этим блатникам, политикам второго сорта, никто не нужен, они чувствуют себя всезнайками… Я как-то встретился с Солвитой [Аболтиней], уже после отставки Страуюмы, и стал ей говорить: возьми «Согласие» во власть — и будешь премьером. Она мне: твои советы слишком неудобные, меня не поймут. Я говорю: пусть не поймут, но без революционных шагов ничего не получится. Как видите, она меня не послушала. И где сейчас она сама и где «Единство»?»

Вы считаете, что новое поколение политиков отличается от вашего? 

-IQ другой. Какое бы там ни было правительство Годманиса, дураков там не держали в принципе. Все-таки отбор был. Почему бывшие комсомольцы и сегодня все что-то делают? Да чтобы в то время пробиться, нужно было подняться по огромной лестнице. А те, кто поднялись, и в наше время не бедствуют.

Сейчас же много случайных людей во власти. Молодежь, активные люди уехали, а старики-пенсионеры мыслят инертно.

-Тем не менее, власть сменилась, «Единство» уступило место Зеленым и крестьянам. Как вы думаете, череда скандалов, которые в последнее время сотрясают СГД, KNAB, — связана с политическими переменами?

-Это связано с одним человеком — Лембергсом. Все, даже история с «Latvijas Gāze» – он хочет ее разделить и что-нибудь оттяпать. Лембергс на сегодня из всех войн вышел победителем. Он не выпустил вожжи, и сейчас командует парадом.

Как, по-вашему, стоит ожидать замену чиновников на ключевых постах в силовых ведомствах? В денежных местах, на госпредприятиях?

-Так все, что нужно Лембергсу, у него уже есть. KNAB есть, прокуратура есть, Министерство юстиции есть, Министерство сообщения тоже есть, даже тюрьма есть. А что еще надо? Его судебные дела, я думаю, решит закон об амнистии или наступит срок давности.

Юрканс

-Вот вы критикуете Лембергса, а народ называет его рачительным хозяином, голосует за него на выборах.

-Электорат у нас, извините, просто безмозглый, в основном состоит из пенсионеров, которым очень легко промыть мозги. Поэтому Латвии как государства уже нет. Есть территория, а не государство. Своей валюты нет, своих границ нет, внешней политики нет, своей обороны нет, чего у нас еще нет?

Возьмите хотя бы бюджет. Что, мы свой бюджет делаем? Нет, мы его должны согласовать. Все. Что здесь еще осталось? Люди?

Патриоты. 

-Нет патриотов. Я бы стал патриотом государства, которое обо мне заботится. Но мое государство меня все время обирает. Я не говорю, что оно должно меня сделать богатым, но и делать меня нищим оно тоже не должно. Если люди, больные раком, стоят в очереди и не получают лечения, это так? И в основном, это пожилые люди, наши отцы и матери! Если государство так унижает стариков — к чему оно может прийти?

А где наша интеллигенция? Сидит в подполье. А те, кто не в подполье, обслуживают олигархов. Где сегодня литературные журналы, где поэзия? Ведь нет лучшего инструмента для развития языка, чем поэзия. И как мы о нем заботимся?

Я вам больше скажу, мы поем Dievs, svētī Latviju — так это богохульство. Я говорю как поляк, католик, меня родители хотели католическим священником сделать, так что я немножко все это знаю… Так вот, если ты веришь, что у Бога есть некий священный план, и хочешь, чтобы Бог ради тебя изменил этот свой план, то что ты сам для этого сделал хорошего? Ты что, полюбил ближнего, как самого себя? Или другую щеку подставил? Ни фига! Ты этого не сделал! Вот не любят в Латвии ближнего, как самого себя!

25 лет все это происходило потому, что мы молчали. Вся нация молчала. А почему молчала? Я помню, когда все это началось, тогда такие, как Инкенс, говорили: «Нам нужна экономическая мощь, мы этим русским и евреям ничего не дадим, латышам нужна свою власть!»

И какая у латышей сегодня экономическая власть? Вы можете назвать хоть один латышский банк?

Надо сказать, что люди уже давно начали понимать, что что-то не то, кто-то виноват. А кто? И те же правые политики показывали пальцем — чужие. Оккупанты, русские. То, что я сам как-то не так проголосовал, стыдно, может быть, но за кого еще? За этих русских — никогда! Оккупанты, от них все проблемы.

Даже бизнесмены, и те стараются не высовываться. Тот же мой школьный товарищ Юрис Савицкис, когда я еще в давние времена его как-то спросил — ну ты нам дашь денег на выборы, — сразу ответил: тебе плакат сделать могу, а на партию не дам, используй общество.

Национальный тренд, скорее всего, будет усиливаться? 

-Думаю, да. А вообще любые изменения могут прийти только из большой Европе. Но там сейчас будут преобладать очень правые настроения. А здесь зеркало. Чтобы произошли какие-то позитивные перемены, нужно экономически Латвию так на дно посадить, чтобы у латыша произошло сотрясение мозга и он начал думать: почему же так происходит? А пока наши пенсионеры, которых почти полмиллиона, настолько зомбированы, что думать не могут. Если бы кто-то молодой сейчас слушал наш разговор, он сделал бы вывод, что надо удирать!

Юрканс

-Получается, в народ вы совсем не верите? 

-А где сегодня народ? Масса стариков, обиженных, бедных, голодных, которые живут еще временами Улманиса. Для них Россия, оккупанты, евреи — все враги. Вот так они и живут.

И выступит по радио какой-нибудь непотопляемый Стрейпс, обругает Россию, Путина, который отнял у Украины Крым… А в чем реальная история Крыма — никого не волнует. И что бы было с Черноморским флотом, если бы Путин не прибрал Крым…

-Что, по-вашему, надо сделать Западу, да и нам, чтобы наладить отношения с Россией? 

-Для начала надо посмотреть на карту. И немножко знать историю. Есть такой пакт Нанна-Лугара, по нему американцы выделяли энное количество миллиардов каждый год для целости и сохранности ядерного оружия. И еще платили ученым, которые могут сделать бомбу. В прошлом году Путин от этого отказался, не знаю почему. Вопрос: если сейчас у России экономический спад, нет денег, будет ли в целости и сохранности весь этот ядерный арсенал?

Поэтому, прежде чем вводить санкции против России, надо было хорошо подумать. Чтобы не допустить большой катастрофы, надо договариваться с Россией, уважать ее национальные интересы. Надо с ней сидеть за столом переговоров, обсуждать, что делать в Сирии, и так далее. Не надо лезь в Украину, это не ваше. В Беларусь не лезьте, Казахстан не трогайте.

Так вы за раздел сфер влияния?

-Это геополитические интересы. Так везде и всегда было. Возьмите американцев — когда у них под боком в Чили избрали социалиста Альенде, что началось? С Эскобаром договорились, тот со своими бандитами его взял и убрал. Их сфера интересов! Я уже не говорю о Гватемале, Сальвадоре — там строго следят за тем, чтобы под носом не было такого. Кубу, правда, прошляпили.

Если дать России гарантии, что американских баз у нас не будет, не будет никакого плохого оружия, снять у нее напряжение, — это будет первый реальный шаг к урегулированию отношений.

Американцы должны понимать, что ключ к всемирной безопасности лежит в Кремле, кто бы ни был его хозяином. Пока с Кремлем не договорятся, спокойствия и порядка в мире не будет.

Можно надеяться на Трампа, если он станет президентом Америки? 

-Думаю, да. И поверьте, его предвыборная риторика будет сильно отличаться от будущей. Вы что думаете, он 11 миллионов мексиканцев погонит обратно домой? Или прикажет Пентагону совершать какие-то идиотские маневры? Нет, конечно.

А на Клинтон?

На эту даму? Думаю, что ей скажут, то она и будет делать. Но вообще, многие американцы понимают — их внешняя политика терпела поражения, начиная с Эйзенхауэра. Посмотрите, что принес Вьетнам, Ирак, Афганистан. Потом Белград бомбили. Делали, что хотели, пока Путин не показал зубы. Начал показывать зубы — стали что-то понимать.

Я думаю, и американцы, и остальное НАТО поняли, что Россия имеет право на свои национальные интересы, поэтому грозить пальцем попусту сегодня никто не будет. Да и чем ты будешь грозить? Атомным оружием, что ли? К тому же НАТО сегодня такое же рыхлое, как и Евросоюз. Что они сделали за десять лет в Афганистане? Ничего. Уходят оттуда, оставив там коррупцию, наркотрафик в еще большем размере, нежели раньше. А что произошло, когда американцы оккупировали Ирак? Генералы и полковники Саддама удрали и создали ИГИЛ, Исламское государство. Им руководят специалисты Хуссейна, которые понимают в военном деле. Они же добавили к этому идеологию, которая привлекает молодежь.

Половина Афганистана уже в руках этого ИГИЛ, они уже лезут в Таджикистан, в Узбекистан. И к нам может проникнуть эта зараза. Я лучше из своей пенсии еще заплачу, но чтобы их здесь не было. Я думаю, националисты это понимают.

Так вы надеетесь на националистов? 

-То, что их не надо сюда пускать, это стопроцентно. Европа тоже к этому придет. Может, когда в Сирии будет перемирие, закончится война, они поедут назад. Это единственный выход. 

-Вы не верите в Евросоюз? 

-С 2008 года — нет.

И какое, по-вашему, у него будущее? 

-Да никакого! Ну, может, останутся центры, Франция, Германия, но все равно процесс распада уже начался… Мир, который до 2008 года жил по определенным правилам, рухнул. Теперь мы пожинаем последствия. На юге Европы безработица 25-30%. Представляете, в странах Средиземноморья живет lost generation, у них нет никакого будущего. Большая проблема — как это все разрулить?

Когда ты живешь зажиточно, легко быть добрым, хорошим. Как только начинаются проблемы — всё, у каждого хата с краю, никакого Брюсселя, никакого Евросоюза и так далее. И мы тут где-то с краю болтаемся, не понимаем, как себя вести.

И какое будущее вы видите для Балтии?

-Мы можем выжить как государство только в составе каких-нибудь Соединенных Штатов Европы. Но сегодня нет таких Штатов, есть Маастрихт, единая валюта, Шенген, но это все уже не работает.

Я бы сказал, что в Европе будет так, как Германия договорится с Россией.

Новый пакт 1939 года? 

-Мы говорим об экономике, а где еще она так жива, как не в Германии? Немцы производят много, надо продавать. А кому? России, конечно! В свою очередь, немцам нужен российский газ. Ни одно немецкое правительство не может себе позволить, чтобы была безработица, чтобы они перестали производить.

Путин начинает реставрировать свое место за столом мировых лидеров. Но чтобы дальше идти, Запад должен снимать санкции. И здесь отношения Германии и России будут решающими.

Мы должны очень внимательно следить за тем, что происходит в России. Украина, Россия — это два ключевых географических субъекта. Если в России будет экономический обвал, кончатся деньги, нефть будет стоить столько, сколько она сегодня не стоит, у нее будут большие проблемы.

И что тогда? 

-Тогда к нам могут хлынуть беженцы. Из Пскова, скажем.

Так это от них забор на российской границе за 80 миллионов строят? 

-Заборы строят, чтобы украсть. Где строительство, там и коррупция. Да и какой забор защитит от беженцев? Один другому на плечи встал и перелез. Если массы хлынут, ничего их не остановит, так что заборы – это просто такая игра.

А что, по вашему, будет с Украиной?

Неизбежен дефолт, Украина развалена. Киев держится лишь потому, что Порошенко нужен американцам, Валютному фонду, чтобы было с кем говорить. Но Порошенко, как я понимаю, долго не продержится. Минские соглашения выполнить он не может, а менять конституцию Рада не готова. Так что там возникает просто бандитское государство, где у каждого губернатора своя армия. И едет туда вице-президент США Байден, у которого там бизнес-интересы… И чего после этого ждать? Думаю, Украина на долгие годы обречена оставаться несостоявшимся государством.

Оригинал статьи можно прочитать здесь. 


Написать комментарий

нет пророка в своем отечестве.........

а жаль

Ну вроде трезвый дядька, но опять не без тараканов в голове... -)) беженцы к нему попрут из Пскова... Если заваруха начнётся, то на месте ЕС будет Европейская пустыня не хуже Сахары...

Написать комментарий