Кризис придет за десятиной

Вчера руководитель Центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе (на снимке) презентовала исследование, из которого вытекает, что в ближайшие полгода цены на продовольственные товары упадут в среднем на 10%.

Цены на съестное скоро снизятся, предсказывают эксперты

С одной стороны, вроде бы надо радоваться, с другой – 10% – это не так и много. На вопрос “Часа”, а почему не больше, Гулбе сообщила, что 15- 20% падения цен свидетельствовало бы о серьезных проблемах на рынке производства сельхозпродукции Латвии. Хотя проблемы эти и так налицо – закупочные цены на молоко и другое сырье падают, мелкие хозяйства разоряются. Поэтому потребителям рекомендовано довольствоваться 10%.

Биоэнергетика: от нашего стола

На чем основан оптимизм исследователей сельскохозяйственного рынка? Наверное, не надо быть специалистом, чтобы понимать, что стремительное падение цен на нефть и ее производные, рост доллара и значительное удешевление зерна в упряжке с падением платежеспособного спроса рано или поздно заставят производителей и торговцев снизить цены. Удешевление нефти сделало не столь актуальным биотопливо, поэтому огромные площади зерновых, отведенных на его производство, перекочевали обратно на кормовой рынок.

Акции: исключения станут правилами

Судя по наблюдениям Гулбе за полками магазинов, пока нет причин говорить о том, что процесс уже начался. Правда, все чаще те или иные продукты можно купить в ходе акций, где их цены заметно ниже. Логично предположить, что в декабре лавина акций, как обычно, накроет торговые сети. Однако вполне может быть, что в январе, когда семейные бюджеты будут обескровлены затяжными праздниками, скидочные цены перейдут в разряд обычных.

Урожай новый, цены старые

Цены на зерно в этом году значительно снизились. С июля по ноябрь – со 180 до 110 за тонну. Кормовое – со 140 до 80. Нефть – со 150 до 50 долларов за баррель. Минеральные удобрения также дешевеют. Еще одна тенденция, которая говорит в пользу того, что продовольствие станет доступнее – если в предыдущие годы его потребление неуклонно росло, то в последние месяцы стабилизировалось на одном уровне. Так почему же все эти факторы до сих пор не вызвали заметного снижения цен на продукты питания?

Как объясняет Ингуна Гулбе, урожай, который мы сейчас проедаем, крестьяне выращивали, пользуясь еще дорогими удобрениями и топливом. Поэтому зерно нового урожая, а также мясо в ближайшее время не могу подешеветь радикально.

Сыр становится мягче

Что касается производителей, то, по словам Гулбе, многие из них поняли, что кризиса не бывает без вызовов. Для многих из них вызов – это необходимость менять производственную линейку. Вместо твердых сортов сыра выпускать мягкие, вместо копченой колбасы – вареную. К сожалению, существует еще один нешуточный вызов, который вряд ли позволит производителям и крестьянам заметно опустить цены. Это необходимость отдавать кредиты на приобретение оборудования, техники, кормов, скота и семян. Общество уже поняло, что самое уязвимое и нуждающееся в постоянной заботе со стороны государства и налогоплательщиков – это банки. Им надо возвращать деньги исправно, иначе они разорятся и потянут с собой всю нашу финансовую систему.


Написать комментарий