«Контрабанда 747»: о Бронзовом солдате и африканском топливе

Вчера глава фирмы DG Terminals Айварс Миллерс созвал пресс-конференцию по поводу «рекордной контрабанды топлива». Именно его компания привезла пресловутые 62 цистерны в Латвию, где их изъяли и перепродали… «Общество откровенно дезинформируют, говоря о контрабанде. Против нас не выдвинуто никаких обвинений, это был растворитель», – настаивает Миллерс. Теперь владельцы груза намерены подать в суд на государство – на полтора миллиона долларов.

Встреча с прессой началась с неожиданного заявления. Оказывается, главный фигурант криминального процесса – против его закрытия. А наоборот, за детальное расследование.

- Возможно, СГД хочет замять это дело, чтобы потом тихо его закрыть, – заявил г-н Миллерс. – Но мы не заинтересованы в закрытии дела, мы хотим выяснить правду.

Напомним, о чем речь: из-за этого горючего растворителя в последние дни был скандал. Задержав в июне вещество, в документах названное «растворителем», СГД назвало его контрабандным горючим, «низкокачественным продуктом бензиновой группы». И изъяло.

А в прошлый четверг 62 цистерны вещества были проданы в Нигерию – уже в качестве топлива… Всем этим СГД вызвало недовольство владельца фирмы-грузоперевозчика DG Terminals. Он обратился в Генпрокуратуру с просьбой в присутствии свидетелей снять образцы груза и провести полную экспертизу. Однако когда продавался груз, представители прокуратуры не смогли дать ответ, будет ли проводиться экспертиза…

Ниже – о том, как развивались события (по версии г-на Миллерса).

Бронзовый фактор

В марте между финской компанией GT Trading и немецкой компанией SET Select Energy был заключен договор о продаже груза, который шел из России в Эстонию. Но из-за конфликта России и Эстонии по поводу памятника Бронзовому солдату возникли трудности при переправке груза в Эстонию. Поэтому было принято решение: послать цистерны через Латвию, используя DG Terminals в Лиепае.

Казахстанская компания Bassford Intertrade Corp. отправила груз и обозначила его как «растворитель 747».

Как пояснил Айварс Миллерс, это вещество представляет собой смесь разных нефтепродуктов. Его используют для чистки нефтетерминалов или трубопроводов, например.

Африку экология не волнует

Что произошло далее? Уже в Латвии GT Trading, зная по опыту работы требования нашей таможни, переименовали растворитель в бензин и присвоили ему соответствующий код. Хотя до того, чтобы считаться бензином по европейским нормативным актам, это вещество не дотягивает – концентрация серы, к примеру, в нем превышает норму в 100 раз.

- Груз должен был отправиться на терминал Alexel, после этого владелец мог использовать его как растворитель для мытья терминалов, можно было смешать вещество с более качественным бензином и продать в Африку (там никого не волнует количество серы) или отправить в Германию, где его бы переработали в качественный бензин, – отметил г-н Миллерс.

«Нарушений – не было»

3 мая около 18.00 на терминал пришли сотрудник криминального управления таможни для проверки документов. Никаких нарушений они не обнаружили. Но через полчаса, связавшись со своим начальством, приняли решение изъять все документы: и оригиналы, и копии.

- Никакого акта об административных нарушениях при этом не было составлено, с документами и грузом все было в порядке. Такое ощущение, что сотрудниками просто дирижировали, – высказал свое мнение г-н Миллерс. – 7 мая я пришел к заместителю начальника Криминального управления таможни Эрику Залениексу, попросил его объяснить, что именно мы нарушили. Он заявил, что должен приехать владелец груза со всеми документами.

Мы немедленно связались с владельцем. Из Гамбурга в Латвию приехал представитель SET Select Energy. Но когда он пришел к г-ну Залениексу, тот отказался его принять, не объяснив причин. Он заявил, что мы не так его поняли и владельцу приезжать так быстро не следовало… И лишь 20 июня после настойчивых просьб адвокатов представитель фирмы – владельца груза все же был допрошен.

…Тем временем представители Криминального управления таможни созвали пресс-конференцию, на которой объявили о крупнейшей в истории стран Балтии контрабанде нефтепродуктов.

Естественно, перевозчик был в шоке.

Про экологию и Эстонию

Итог: 29 июня весь груз был продан с торгов как «полупродукт бензина низкого качества» за цену, гораздо ниже настоящей. И даже в день торгов, подчеркнул г-н Миллерс, ответственные институции отказывались провести анализ продукта.

А теперь – самое интересное:

- После продажи, насколько мне известно, груз отправили в Эстонию, при этом название и код ему был присвоен точно такой же, какой присвоили мы, – заявил Айварс Миллерс.

Помимо прочего, возмущение г-на Мллерса вызывает то, что все это время груз находился в терминале.

- В правилах сказано, что в таком случае таможенники должны были изъять груз и освободить цистерны в течение 24 часов. На практике же – больше месяца продукт находился в терминале. И нам теперь придется рассчитываться за цистерны, а убытки – около 100 000 латов…

Кроме того, когда в июне наступила жара, продукт расширился и начал вытекать из цистерн. Мы предупредили все службы о возможной экологической катастрофе, тогда наконец-то цистерны освободили и груз передали госагентству «Материальные резервы».

Кто за всем стоит

Айварс Миллерс выдвинул две версии происшедшего:

- Первая версия: незадолго до этого инцидента мы получили настоятельную просьбу продать свой терминал. Но мы отказались. Возможно, таким способом кто-то хочет довести компанию до неплатежеспособности, – говорит г-н Миллерс.

Согласно второй версии, в аресте груза была заинтересована СГД.

- Уж очень быстро они его продали, при этом владелец груза постоянно просил вернуть его ему, но получал отказы, ему говорили, что это совершенно невозможно, – заявил директор DGT.

Что теперь будет государству

Теперь, по словам Миллерса, государству стоит готовиться к большим убыткам, так как адвокаты бывшего владельца груза уже начали собирать документы в суд и сумма иска составит не менее 1,5 миллиона долларов.

Что же касается информации, распространенной СГД, – что по фирмам, связанным с DG Terminals, начаты уголовные процессы в соседних странах, – г-н Миллерс заявил, что «по его информации, никаких уголовных дел нет».

- Что же касается обвинений в контрабанде… Наша компания за всю историю существования не оформила ни одной декларации импорта, мы не занимаемся ни покупкой, ни продажей – только транзитом. И, разумеется, не участвовала ни в каких криминальных сделках. Так что о контрабанде речи идти не может, – категорично заявил г-н Миллерс.

Вместо морали

Следствие продолжается, владельцы груза готовятся к судам… Стоит отметить, что опыт проигрышей международных процессов у Латвии богатый. Куда богаче, чем опыт побед.


Написать комментарий