Два клише латвийских мигрантов: гастарбайтеры и восточноевропейцы 7

gorod.lv
gorod.lv
Почему наши за границей не стремятся вернуться на родину и никогда не станут своими там?

Почему латыши и русские, уехавшие на работу в Англию, становятся восточноевропейцами? Как получилось, что слово «гастарбайтер» стало ругательным по отношению к латвийским эмигрантам? Об этом мы поговорили с социологом Ингой Шабановой.

Многие вернулись, если бы не кризис

Инга Шабанова уже более 10 лет живет за границей, профессионально занимаясь не только политологией и социологией, но и вопросами прав человека. Иногда приезжает в родной Даугавпилс. Погостить. На данный момент работает над докторской диссертацией по проблеме прибалтийской миграции в Ирландии и преподает в старейшем и престижном высшем учебном заведении этой страны – Тринити-колледже (Дублин). Разговор с ней мы начали с того, что планы и надежды уехавших на заработки в Ирландию или туманный Альбион в 2004 году (год вступления Латвии в ЕС) изменились спустя несколько лет их проживания за рубежом.

- Получается, что время, проведенное там, кардинально поменяло все устои и образ мышления?

- Многие из уехавших на заработки после 2004 года планировали через некоторое время вернуться в Латвию, на свою родину. Конечно, главной целью было заработать нужную сумму денег, ведь у многих были кредиты, кто-то взял ипотеку на квартиру. Работа в Великобритании и Ирландии (две основные страны, куда уезжали латвийцы) рассматривалась лишь как временный способ заработка на покупку недвижимости или других дорогостоящих вещей, aвтомобиля, например. Учитывая, что в Латвии зарплата сильно отличается от зарплат в старой Европе, предприимчивая молодежь подавалась на Запад. И поначалу заработки за границей рассматривались как что-то временное. Несмотря на тяжелую работу латвийцы присматривались к местным обычаям и укладу жизни, сравнивали ситуацию здесь, в Латвии, с ситуацией там. И во многих случаях это сравнение было не в пользу первой.

Переломным моментом стал кризис 2008 года, когда у эмигрантов произошла переоценка ценностей. Намеченные ранее перспективы вернуться на родину оказались под вопросом, поэтому временный дом стал для них постоянным. Уехавшие на заработки задумались: мы здесь уже неплохо устроились. Мы хорошо зарабатываем, у нас есть перспективы карьеры и всяческие социальные гарантии. А что нас ждет в Латвии по возвращении?

- В одной из передач латвийского телевидения показывали репортаж, в котором уехавшая из Латвии в Англию лет 10 назад женщина заявляла, что назад не вернется никогда. И что ей абсолютно все равно, что здесь происходит и будет происходить в дальнейшем.

- Хотя такой эмоциональный ответ можно услышать довольно часто, на самом деле у мигрантов остается очень тесная связь с родиной. У них есть родители, бабушки и дедушки, которые живут в Латвии. Семья играет важную роль в жизни каждого человека, и отношения в семье не зависят от расстояний. Латвийцы, которые устроили свою жизнь за границей, помогают тем, кто остался здесь. В Латвию ежегодно перечисляется огромное количество денег оттуда. Я могу привести официальную статистику – она ошеломляет. Только в прошлом году латвийцы прислали на родину для своих родственников более 500 миллионов евро. И это официальная статистика лишь по денежным переводам, а перечисления ведь могут быть и в виде вещей, что статистикой не учитывается. Поэтому, говоря об эмигрантах, нужно всегда говорить о людях в контексте семьи. Когда громко заявляют, что им наплевать на Латвию и происходящее здесь, они как минимум лукавят, потому что эти люди все равно поддерживают связь со своими родными и близкими

«Гастарбайтеры» как ругательство

- Как ты относишься к такому уже неоднозначному слову, как «гастарбайтеры»? Люди его используют как ругательство по отношению к уехавшим.

«Гастарбайтеры» - это уже, действительно, ругательство. Слово, которым пытаются унизить и оскорбить наших эмигрантов. Самое интересное, что это повсеместно распространено в русскoязычных СМИ, особенно наглядно это прослеживается на даугавпилсских порталах. Этим, как модно сейчас говорить, «троллят» уехавших на заработки пользователи интернета, оставляя полные злобы и цинизма комментарии к любой новости, которая касается латвийской эмиграции: «Опять эти гастарбайтеры клубнику собирают на полях, ведь больше ничего не умеют!».

Русский язык богат, и вместо этого уничижительного «гастарбайтеры» можно ведь сказать «эмигранты», «уехавшие», «наши за рубежом». Это более мягко и нейтрально. Но нет – всем «интернет-троллям» для крепкого словца нужно вставить это «гастарбайтеры». Как матом сругнуться. И за что их ругают? За то, что они просто уехали. Очень часто в Англии и Ирландии проводятся социологические исследования среди мигрантов. И многие латвийцы участвуют в них специально, чтобы разрушать стереотипы о «гастарбайтерах».

- А почему так происходит? Может, оставшиеся просто завидуют и таким образом, нападая, вымещают все свои обиды и неудачи несложившейся здесь жизни?

- Эмигрантов винят и ругают за то, как я уже сказала, что они уехали. Все уехавшие, естественно, обижаются на это. Многие следят за всем, что происходит дома (на родине). Например, читают местные русскоязычные порталы и комментарии к ним, где эта агрессия и выплескивается. И они не могут не заметить, насколько в негативном свете их преподносят. СМИ создают миф об эмигрантах, которые страдают, которые не живут полноценной жизнью. Что люди со средним профессиональным или даже высшим образованием уехали за границу, чтобы собирать клубнику. И при этом чуть ли не круглосуточно работать на полях под присмотром. Что им больше ничего не позволяют. Это бред!

Есть много живых примеров. Есть, наконец, статистика, которая показывает совершенно обратное. Например, официантки, бармены и парикмахеры, работавшие по специальности в Латвии, уехав, устроились работать на такую же работу. Люди строительных специальностей нашли применение своим умелым рукам. То есть они ничего не потеряли в профессиональной деятельности, а наоборот, выиграли материально. Во многих случаях все зависит от человека и поставленных им целей. Есть масса примеров, когда люди с высшим образованием находят работу, соответствующую их специальности.

- Но большинство из уехавших все равно выполняет там низкоквалифицированную работу, пусть и хорошо оплачиваемую.

- Проблема в том, что очень много молодых людей уехало за границу сразу же после окончания учебы в Латвии. У них не было опыта работы, который соответствовал бы западным критериям. Да и степень владения английским языком у многих была не на высоком уровне. Получить достойную работу сразу после окончания университета, без опыта работы, тяжело в Англии даже самим англичанам. Хорошее образование ценится в этой стране, но опыт работы ценится намного выше.

- А помимо багажа знаний и владения языком есть какие-то другие секреты адаптировавшихся в чужой среде и успешных эмигрантов?

- Надо учитывать разные факторы. Во-первых, очень многое зависит от специальности. Например, в сфере IT (информационных технологий) рынок труда Англии и Ирландии открыт для иностранцев, чего нельзя сказать о финансовой сфере. Во-вторых, поиск работы занимает время, и для этого нужны деньги. Представьте, что у вас семья. Что вы выберете – 6 месяцев поиска и бесконечных ожиданий или стабильный доход на низкоквалифицированной работе? В-третьих, существуют стажировки, которые позволяют получить опыт работы. Обычно стажеры работают за минимальную рабочую плату или вообще бесплатно, чтобы хоть таким образом получить опыт и конкурировать на рынке труда. И если англичанам могут помочь их родители (деньгами или жильем), то нашим латвийцам помогать некому.

Как прибалты становятся восточноевропейцами

- Одна из моих знакомых написала в соцсетях: «Я иностранка, сегодня иду на собеседование и не знаю, устроят меня на работу из-за моего статуса «неаборигена» или нет?». Как ты это прокомментируешь? Насколько остра проблема дискриминации тех, кто не родной, не родился там, а приехал туда в качестве эмигранта?

- В странах, куда приезжают те же прибалты, они становятся восточноевропейцами. Что значит быть восточноевропейцем? Это стереотип, применимый местными по отношению к большинству эмигрантов из новых стран Европы. Для Запада восточноевропейцы – это всегда другие, либо во внешнем виде, либо в поведении или акценте. Латышам, литовцам, эстонцам и всем русским из Прибалтики навешивается ярлык восточноевропейца. Даже если латыши с гордостью идентифицируют себя с Латвией, для англичан и ирландцев они в одной большой группе с поляками, венграми и вообще всеми славянами.

- А есть ли случаи, когда так называемый восточноевропеец интегрировался и стал своим

- Это очень сложный вопрос, который затрагивает разные аспекты такого термина, как «интеграция». В быту латвийцы пытаются поправить местных жителей, говоря: «Мы не восточная Европа, мы сильно отличаемся от Польши». С другой стороны, многие европейские страны официально поддерживают идею мультикультурного государства, а их интеграционная политика подразумевает создание этнических обществ. Русские с латышами там живут если и не дружно, то без всяких споров и ругани на почве политики. У них общая цель – интегрироваться в новое общество, при этом каждый может выбрать свой путь интеграции.

- На твой взгляд – стоит ли возвращаться на родину уже хорошо устроившимся там?

- Это, конечно, личное дело каждого. Но могу сказать определенно – государство должно прилагать все усилия, чтобы вернуть латвийцев домой: либо вернуть их насовсем, создавая здесь определенные условия, либо хотя бы не терять связи с эмигрантами. И в этой области надо работать эффективнее, а не просто разбрасываться пафосными словами и обещаниями. Важна роль латвийской диаспоры за рубежом, но местным чиновникам нужно делать все, чтобы эмигранты (особенно их дети, родившиеся уже там) ассоциировали себя с Латвией. Конечно, это во многом зависит от родителей. Если родители разговаривают с ребенком в семье на своем родном латышском (или русском) языке, знакомят его с культурным наследием родины – это очень большой плюс. Но и государство должно содействовать всему этому, так как это важно для культурной и национальной идентичности Латвии.


Для справки

По подсчетам Банка Латвии, в 2014 году латвийцы, проживающие в других странах, прислали на родину 595 млн евро – около 2,5% от ВВП Латвии.

По данным Всемирного Банка, наши мигранты в прошлом году прислали 740 млн евро (3,7% от ВВП). Обычно живущие за границей латвийцы отправляют деньги своим родителям и детям.

 

10.10.2015 , 09:00

Егор Домовой , Gorod.lv


Написать комментарий

Хорошо там где нас нет

Сколько перечислили... А сколько потратили в самой стране, когда приезжают.
Гастарбайтеры... Первый раз слышу такое вообще, только в СМИ. Каверзные вопросы, конечно были, но и дамочка говорила, практически все верно... Можно было бы кое- где подправить. Жаль, избитая тема.

когда латыши уезжают - это плохо, а когда инородцы - скатертью дорога !!!

когда латыши уезжают - это плохо, а когда инородцы - скатертью дорога !!! ЛАТЫШ

А когда приезжают "инородцы".Уезжают к твоему тупому счастью,умные,хваткие,молодые.А вот валом валят сюда,безграмотные,озлобленные и не любящие работать.С чем тебя и поздравляю.Скоро латышей будешь по всему миру с фонарём разыскивать,дебил.

Не хотят терять связи, с новыми, маленькими гражданами Латвии, пусть сделают бесплатныи билет на самолет раз в году детям до 16 лет. может родители начнут части возить своих детеи на историческую родину.

Не хотят терять связи, с новыми, маленькими гражданами Латвии, пусть сделают бесплатныи билет на самолет раз в году детям до 16 лет. может родители начнут части возить своих детеи на историческую родину. lena latvia

Билет и так почти бесплатный. 50 фунтов раунд трип.

Достали уже эти гастарбайтеры. Зачем писать про них. Свалили и хрен с ними !

Написать комментарий