Эксперимент на людях

Депутат Рижской думы от ЗаПЧЕЛ Татьяна Емельянова призналась "ВС", что новые правила Рижской думы о порядке предоставления самоуправлением пособий жильцам денационализированных домов вызывают у нее серьезные опасения.

Как мы уже сообщали, перед Новым годом были разработаны новые правила Рижской думы о порядке выдачи муниципальных пособий жильцам денационализированных домов в случае, если они (жильцы): — стоят на очереди на получение жилья;
— готовы оставить прежнее жилье домовладельцу и приобрести в собственность что–то альтернативное
— отвечают критериям, определенным Рижской думой (см. “ВС” от 14.12.2005, статья “Синица” для жильцов хозяйских домов". — М. Б.).
20 декабря депутаты Рижской думы проголосовали за новые правила, теперь слово лишь за Министерством регионального развития. Обычно на рассмотрение уходит месяц–полтора; в случае положительного отзыва сразу после публикации в издании Latvijas Vestnesis они начнут действовать. Однако вопросов все равно остается гораздо больше, чем ответов. Депутат Рижской думы от ЗаПЧЕЛ, член жилищно–коммунального комитета Татьяна Емельянова, которая накопила немалый опыт за время работы в думе в течение трех созывов, усматривает в этих правилах эксперимент на людях.

— Многие вполне прогнозируемые ситуации эти правила просто не затрагивают! Мы, депутаты от ЗаПЧЕЛ, давно занимаясь проблемами “денационализированных” жильцов и хорошо ориентируясь в данном вопросе, предлагали немало поправок, которые могли бы увеличить эффективность нововведения. Но по сложившейся уже печальной традиции предложения ЗаПЧЕЛ были отвергнуты. Разумеется, впоследствии жизнь сама заставит вносить в правила многочисленные уточнения, дополнения, поправки и т. д. Но сколько людей за это время не смогут решить свои жилищные проблемы? Вот лишь несколько примеров. Правила очень жестко регулируют целевое назначение пособий от самоуправления.

Только и исключительно на приобретение жилья в собственность! Но ведь немалое число жильцов денационализированных домов вовсе не желают съезжать из занимаемых ими сейчас квартир. Их домовладельцы нормально хозяйствуют, не обижая ни себя, ни жильцов. И если человека устраивает его нынешняя квартира, но не устраивает статус, то он с помощью муниципального пособия вполне мог бы купить у домовладельца право аренды — бессрочное, на 50 лет, на 99 и т. д. И остаться в своей прежней квартире, но уже на более весомых юридических основаниях. Такой вариант устроил бы и многих жильцов, и домовладельцев. Однако по правилам в их нынешней редакции получается, что пособие для этого использовать нельзя.

Или другая ситуация: человек живет в денационализированном доме, а где–то в окрестностях Риги у него имеются земельный участок и летнее строение. Которое, имея на руках энную сумму, он вполне мог бы переоборудовать в зимнее. Но и на эти цели пособие, выходит, использовать нельзя!

Зато для покупки жилья в провинции — пожалуйста! Хочу напомнить, что еще раньше некоторые само-управления приглашали рижан (в частности, пенсионеров) переселяться к ним из столицы. Причем предложения эти носили не коммерческий, а скорее гуманитарный характер. Кто–то поехал — и что? Во–первых, людям старшего поколения, прожившим всю жизнь в Риге, безумно тяжело психологически оказаться в провинции, где жизнь очень отличается от столичной. Плюс тут же со всей остротой встали социальные проблемы: в самоуправлениях, где практически нет работы, где бюджет формируется в основном за счет вливаний из Фонда выравнивания, люди зачастую не могут получить пенсии и пособия, которые без всяких проблем получали бы в Риге.

Теперь о средствах, выделенных на пособия. Конечной оказалась сумма в 3800 тысяч (1900 тысяч выделяет самоуправление и столько же государство). Надо сказать, что Рига была готова выделить больше. Но закон требует, чтобы государство и самоуправление вносили равные доли. А государство “расщедрилось” лишь на такую мизерную цифру.

И самое печальное — это подход правящей коалиции к разработке Обязывающих правил, касающихся пособий “денационализированным” жильцам. Суть его можно было бы выразить в нескольких словах: “примем, а там будет видно!” Проработав в Рижской думе достаточно долго, а также еженедельно консультируя в Комитете по правам человека, я отчетливо представляю себе конкретных людей — с их индивидуальными условиями, с их нервами, эмоциями, страданиями. Поэтому нынешний эксперимент с обезличенной установкой “там видно будет” и внушает мне серьезные опасения.

12.01.2006 , 14:25

"Вести сегодня"


Написать комментарий