Хвост виляет собакой?

Анонсированная пресс-конференция с участием главы МИД Латвии Мариса Риекстиньша, на которой он собирался озвучить новую позицию нашей страны по Грузии и Украине, не состоялась. Но это, впрочем, не означает, что позиция не изменилась.

Позиция Латвии по внешнеполитическим вопросам полностью зависит от США

Лоббировали, лоббировали…

Еще пару месяцев назад Латвия активно лоббировала присоединение Грузии и Украины к Плану действий по членству в альянсе. На апрельском саммите НАТО в Бухаресте президент Валдис Затлерс даже поссорился, причем не на шутку, с тогдашним президентом России Владимиром Путиным, не желавшим видеть бывшие советские республики в составе блока. Затлерс обвинил своего российского коллегу в том, что он продолжает мыслить стереотипами “холодной войны”, и выразил уверенность, что Грузия и Украина должны получить приглашение к Плану действий по членству в НАТО.

В Бухаресте, правда, Грузии и Украине не повезло, и решение об их присоединении к ПДЧ отложили. Самым ярым лоббистом интеграции Грузии и Украины в НАТО был теперь уже без пяти минут бывший президент США Джордж Буш.

А вот его преемник Барак Обама не испытывает особого энтузиазма по поводу возможности присоединения Грузии и Украины к НАТО. Да и вообще после войны на Кавказе Запад стал относиться к грузинам более холодно.

Отношение к Грузии меняется

- Отношение мирового сообщества к Саакашвили и его окружению меняется. Причем меняется не в лучшую сторону. Очевидно, что руководство Грузии не способно вести сбалансированную политику в отношении Абхазии и Южной Осетии, – сказал “Часу” политолог Иварс Иябс.

По словам эксперта, в американских и западноевропейских газетах тон публикаций о Саакашвили изменился. Теперь о нем пишут в основном как о человеке, развязавшем войну на Кавказе.

- Даже такие влиятельные издания, как The Economist, которые раньше поддерживали Саакашвили, теперь сбавили свой пыл. Они стали относиться к нему более сдержанно и осторожно, – говорит Иябс.

А раз Запад к Грузии охладел, то и мы, Латвия, соответственно свою позицию тоже подкорректируем.

- То, что мы с Грузией – друзья и партнеры, вовсе не означает, что мы не можем ее критиковать. Наоборот, если эта страна допускает ошибки, мы на правах друга должны первыми сказать ей об этом, – говорит экс-министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс.

По его мнению, стратегическая позиция Латвии по отношению к Грузии и Украине измениться не должна – экс-министр убежден, Латвия продолжит поддерживать интеграцию этих стран в ЕС и НАТО, но тактические “корректировки” возможны.

- То, что Латвия меняет позицию в угоду США, свидетельствует о несамостоятельности нашей политики. С другой стороны, Барак Обама смотрит на ситуацию в Грузии более мягко, демократично. Он вообще показал, что готов вести диалог со всеми. Так, в 2003 году Обама, еще будучи сенатором, заявил о том, что готов сесть за стол переговоров с Фиделем Кастро. Это говорит о многом, – считает член комиссии Сейма по европейским делам Валерий Агешин.

Парламентарий полагает, что Латвии в вопросе “грузино-российского конфликта” и вообще внешней политике стоит “ориентироваться” не на США, а на старые страны ЕС – Францию, Германию и Испанию.

- К тому же латвийское общество не поддерживает стремление Латвии оказывать Грузии всестороннюю помощь. Когда Тбилиси обратился к Риге за военной помощью, это вызвало крайнее недовольство не только русских жителей, но и латышей, – сказал Агешин.

…Ситуацию с позицией Латвии должен был прояснить глава МИДа. Но в последний момент брифинг отменили. Может быть, на этот раз Латвия все-таки решила не упускать свой шанс промолчать?


Написать комментарий