Экс-президент входит в игру?

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
Бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга позитивно оценила инициативу своего коллеги Гунтиса Улманиса, заявившего о необходимости создания новой политической партии. Похоже, прогнозы экспертов начинают сбываться, и ВВФ уже готова выйти на политическое поле в статусе главы (или хотя бы "рядового члена") новой партии. Конкуренты, естественно трепещут, и, по версии ВВФ, пытаются ее дискредитировать.

Вайра Вике-Фрейберга, похоже, решила вернуться в большую политику

Родина зовет!

О том, что Вике-Фрейберга станет во главе новой политической партии, в кулуарах Сейма заговорили сразу после того, как ВВФ сложила полномочия главы государства. И на то были все основания – за время своего пребывания на высоком посту Вике-Фрейберга сумела приобрести авторитет на международной арене и завоевать любовь значительной части латышского общества. Правда, “романа” с русскоязычным населением у нее не получилось (чего стоит хотя бы ее знаменитое высказывание о “водке, вобле и частушках”!), но похоже, что “железной Вайре” это не было нужно.

Но экс-президент долго сохраняла интригу, давая понять, что не особо интересуется “партийными делами”. Объясняла она свою позицию просто – “не мой масштаб”. Амбиции ВВФ действительно простирались далеко за границы Латвии – ее “коньком” с самого начала президентства была внешняя политика. Внутренние вопросы Вике-Фрейбергу интересовали в гораздо меньшей степени. Скорее, она относилась к ним протокольно – как к необходимому “балласту” своей должности.

Поэтому на внешнеполитическом поле ВВФ была на высоте – так, например, сам факт того, что Вике-Фрейберга входила в число кандидатов на пост Генерального секретаря ООН и даже имела неплохие шансы занять эту должность, – говорит о многом.

А во внутренней политике Вике-Фрейберга не сумела добиться практически ничего. Уважали-то ее в стране главным образом за внешнеполитическую активность и умение говорить c лидерами других государств практически на равных. К тому же Вике-Фрейберга сумела “подружиться” с Джорджем Бушем, который в период ее правления посещал Ригу два раза, и поссориться с Владимиром Путиным, который так и не пригласил ВВФ побывать в России с госвизитом. Путин нередко довольно жестко высказывался о руководстве Латвии – особенно после того, как Вике-Фрейберга подарила ему книгу “История Латвии. ХХ век”, где находившийся в годы войны в Саласпилсе нацистский концлагерь назывался “исправительно-трудовым”.

В любом случае Вике-Фрейберга была заметна и узнаваема, что обеспечивало ей колоссальный рейтинг народного (читай: латышского!) доверия. К тому же она четко понимала, что не сможет понравиться всем, и поэтому мнение русскоязычной части общества игнорировала априори, порой достаточно резко высказываясь в адрес второй по величине общины страны. Так, например, в интервью российскому изданию “Аргументы и факты” ВВФ сказала: “Мы хотим, чтобы все русские, живущие в Латвии, стали латышами”.

Вике-Фрейберга достаточно грамотно играла на национальных чувствах латышского общества.

Выйти из тени?

Но после ухода с должности главы государства Вике-Фрейберга как-то сразу поблекла: она, конечно, все еще продолжала светиться в медиа-пространстве – даже начала вести передачу на Латвийском телевидении, рассуждая с приглашенными экспертами об абстрактно-философских вещах. Но общество стало ее забывать.

К тому же постпрезидентская карьера Вике-Фрейберги на международной арене тоже сложилась не так удачно, как она планировала. Попытка возглавить “совет мудрецов ЕС” – орган, который должен оказывать консультативную помощь Еврокомиссии, провалилась. Ей предложили пост вице-президента, а для амбициозной Вике-Фрейберги, не привыкшей исполнять вторые роли, это был провал.

Поэтому можно предположить, что Вике-Фрейберга решила пойти на штурм латвийского политического поля: пока ее еще не успели забыть окончательно, надо воспользоваться моментом и снова взобраться на олимп, хоть и местной, но все-таки власти.

И она стала двигаться наверх. За последние пару месяцев эти “поползновения” стали очевидны: тактика Вике-Фрейберги стандартна, но эффективна. Сначала “арт-подготовка” – экс-президент стала активно комментировать происходящие в стране политические процессы. Ее мнения о коррупции в стране, отстранении Лоскутова, высокой инфляции цитировали многие СМИ, напоминая о существовании уже практически забытого персонажа.

На руку экс-главе государства играли и многочисленные эксперты-политологи, угадывающие за каждым словом и жестом ВВФ желание вернуться в большую политику. Фактически они своими комментариями готовили общество к тому, что бывший президент может вернуться.

- Я бы не относился слишком серьезно к разговорам о том, что Вайра Вике-Фрейберга и Гунтис Улманис создадут свою партию, – сказал “Часу” политолог Иварс Иябс. – Слишком они разные. Улманис является частью “корпоративной политики”, он был тесно связан с вузом “Туриба”, который поддерживал Народную партию. Вике-Фрейберга, напротив, сторонилась партий и являлась политиком “прозападного толка”. Я не исключаю, что Вике-Фрейберга вступит в ряды какой-то политической партии, но сомневаюсь, что она попытается создать что-то свое…

Правда, неофициально уже звучат имена возможных “однопартийцев” ВВФ. В их числе: бывший глава SEB Unibanka Андрис Берзиньш, бывшая глава Hansabanka Ингрида Блума, бывший посол Латвии в США Айвис Ронис. В качестве потенциальных сторонников ВВФ называют и создателей “Общества за другую политику” Айгарса Штокенбергса и Артиса Пабрикса. И не исключено, что туда войдет экс-президент Гунтис Улманис.

“Мы вас не ждали!”

По мнению Иябса, перспектива выхода Вике-Фрейберги на внутриполитическую арену пугает многих – как бы она своим авторитетом не “увела” голоса от существующих политических партий.

- Думаю, что если Вике-Фрейберга решится на такой шаг, она получит большую поддержку народа. Конечно, это не будет 51 процент голосов, но, может быть, где-то близко к этой цифре, – сказала “Часу” председатель партии “Новое время” Солвита Аболтиня.

- Наше общество устало от того, что делают правящие партии. Доверие к политикам упало катастрофически, а события последнего года подорвали веру народа даже к правовой системе. Назначение Бичковичса председателем Верховного суда, отстранение от должности Алексея Лоскутова – все это не прошло бесследно. Вайра Вике-Фрейберга, в том случае, если она решит создать или войти в партию, будет играть на нашем поле. Но мы воспринимаем ее не как конкурента, а как партнера.

…Но, видимо, не все так доброжелательно настроены в отношении бывшего главы государства. Во всяком случае, сама Вике-Фрейберга, которую обвиняют в “незаконном присвоении” двух швейцарских часов, подаренных ей во время президентства, убеждена, что эти обвинения – привет от политических конкурентов.

- Историю с часами президента первой опубликовала газета “Неаткарига”, которая в последнее время заняла антизападные позиции, – продолжает Иварс Иябс. – Достаточно вспомнить, какую критику газета обрушила на предыдущего посла США в Латвии Кэтрин Тодд-Бейли и нынешнего, Чарльза Ларсона. Теперь досталось и Вайре Вике-Фрейберге. Но как бы там ни было, безусловно, Вике-Фрейберга должна нести ответственность за такие поступки. Ее канцелярия, когда ВВФ слагала полномочия, занималась черт знает чем…

Так что у политических оппонентов Вике-Фрейберги появились козыри для нейтрализации авторитета экс-президента. Может быть, экс-главе государства, зарекомендовавшей себя на внешнеполитической арене, не стоит идти во внутреннюю политику: в “черновой работе” и методы устранения конкурентов совсем иные.

Деталь

Часы еще идут!

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) проверит, не получила ли Вайра Вике-Фрейберга при уходе с поста президента, возможно незаконно, двое ценных часов.

- Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией получило направленное Генпрокуратурой для рассмотрения по принадлежности заявление в связи с принятием подарков бывшим президентом, – сообщил представитель БПБК Андрис Витенбургс.

Также получено и заявление некоего частного лица о другом случае, связанном с приемом подарка бывшим президентом. Оба заявления переданы в БПБК для проверки.

- Бюро оценит содержание заявлений, и после этого будет принято решение, имеются ли основания для начала уголовного процесса или дела об административном нарушении, – добавил Витенбургс.


Написать комментарий