Мутантом можешь ты не быть…

Даугавпилсский рынок до отказа заполнен трансгенными фруктами и овощами - это о них говорят "генетически модифицированные продукты", которые должны иметь свое отличие на упаковке. Потребителя обязаны предупреждать, что эти продукты выращены на новой научной основе. Глядя на румяные наливные яблоки, неувядающие помидоры и крепкие перцы, крупный отборный виноград - можно позавидовать нашему изобилию. Трансгенными продуктами стали колбасные изделия и даже мясо животных, которых откармливают соей, кукурузой, картофелем с измененными генами. Стоит ли так волноваться, если ученые нашли способ защитить растения от вредителей и создать "чистые продукты"?

И вдруг, как гром среди ясного неба прозвучал мораторий президента Франции Николя Саркози на продажу генетически модифицированных прродуктов. Свое решение президент пояснил в интервью прессе: “У нас остаются сомнения в том, насколько безопасны для здоровья генетически модифицированные продукты. Специально созданный комитет при поддержке еврокомосиии и наших ученых будет работать над изучением таких продуктов, чтобы установить: несут ли они угрозу здоровью человека? Пока у нас не будет полной уверенности в их надежности, на их продажу будет наложен запрет”.

Cарас Холк из нидердандского GRINPIS также заявил: “В Европе сорт кукурузы Mon Santa разрешен, однако, совсем недавно, в марте этого года, было проведено исследование, результаты которого показали, что у крыс, питавшихся этим сортом кукурузы, наблюдались отклонения в развитии печени и почек, а у крыс, питавшихся обыкновенной кукурузой, отклонений не наблюдалось”. Как выглядит на фоне скандала во Франции скромный город Даугавпилс? Руководитель Ветеринарно – продовольственной службы Антон Лазданс не сообщил журналисту “Динабург вести” точного количества трансгенных продуктов, поступающих в Латвию, но сообщил следующее: “В Латвии до моратория дело не дошло, но ситуация держится под контролем. Ученые нашего Даугавпилсского университета тревогу не бьют. Мы постоянно контролируем качество этих продуктов, а потребители имеют полное право покупать или не покупать эти продукты. О каких-либо паталогиях в этих продуктах говорить пока не приходится”. Ответ нашего главного контролера продуктов весьма обтекаемый и не дает должной оценки действиям Евросоюза. Дело в том, что Евросоюз соблюдает в данном случае правила Всемирной Торговой организации (ВТО), которая поощряет создание и применение генетически модифицированных организмов. Страны, вступившие в ВТО, должны открыть свои рынки для таких продуктов. Однако, сопротивление генетически модифицированным продуктам идет не только во Франции, но и в других европейских странах. Чтобы преодолеть это сопротивление, ВТО дало Евросоюзу время до 21 ноября. Затем, если европейцы не откроют свои рынки для трансгенных продуктов, страны, торгующие ими, такие как Канада, США, Аргентина будут вправе требовать компенсации от европейских стран. Таким образом, Латвия находится под двойным прессом Евросоюза и ВТО, которые заинтересованы в производстве трансгенных продуктов. Причина в том, что в мире 150 миллионов детей страдают от недоедания, а потому необходимо выращивать больше риса, кукурузы, сои, пшеницы. Уже сейчас в США 50 миллионов гектаров (почти половина сельхозугодий) занята трансгенными растениями. Во Франции под кукурузу используется 22 тысячи гектаров. По словам многих французских фермеров, огородить свои участки от проникновения трансгенных организмов практически невозможно, ведь пыльца с трансгенных растений переносится на соседние плантации. Таким образом меняется природа и традиционных культур.

*Пришел “золотой век”? *

Нельзя сбрасывать с чаши весов тот факт, что история древней Земли помнит “золотой век”, когда государства были богаты, а пашни приносили обильный урожай, и никто в мире не нуждался. Неужели в незапамятные времена люди решили проблему снабжения продовольствием с помощью генной инженерии? На 4-м Балтийском конгрессе по генетике в Даугавпилсе были собраны более 100 ученых из Латвии, Литвы, России, Германии и Белоруссии. Ученые высказали мнение, что пропагандистская компания запугивания последствиями потребления трансгенных продуктов имеет свои корни в экономике и политике. Они пояснили это тем, что если выращивать растения, которые устойчивы к сорнякам и вредителям, то зачем тогда нужны химические концерны, производящие различные химические препараты для борьбы с сорняками и насекомыми?

А победы генной инженерии уже себя зарекомендовали в разных областях. Взять, к примеру, аварийную ситуацию на Даугаве, когда со стороны Белоруссии потекла солярка. Очистку реки производили с помощью полученных литовскими генетиками микроорганизмов, которые питаются нефтепродуктами. Когда нефтепродукты исчезли с поверхности, то сами микроорганизмы погибли от голода. Кстати: В Рослинском институте, где клонировали знаменитую овечку Долли, сейчас пытаются клонировать курицу Бритни. Он должна нести не золотые яйца, а те, которые содержат противораковые вещества. Заканчивая обзор по данной теме, остается надеяться на благоразумие нашей науки, которая не имеет права на ошибку. Франция пошла своим путем — это получить результаты исследований, а затем… Никто не сомневается, что наука генетика принесет нам немало открытий и ее успехи просто грандиозны, но не стоит забывать главную мысль свыше: “А не от лукавого ли все это?”. О своем отношении к модифицированным продуктам высказали свое мнение в опросе горожане и жители села.

Павел Коршенков. В материале использованы данные

радио “Свобода” и республиканской прессы.

22.11.2007 , 17:23