Врач не должен продавать лекарства

Латвийское общество врачей, Международная ассоциация фармацевтических фирм и Латвийская ассоциация патентования медикаментов подписали декларацию о сотрудничестве между врачами и производителями фармацевтической продукции. Мы попросили прокомментировать этот договор председателя Латвийского общества врачей Петериса Апиниса.

Анальгин как двигатель науки

- Во всем мире фармацевты смотрят на здравоохранение с точки зрения получения прибыли. С этой целью совершенствуются препараты, упаковка меняется на более современную и яркую. Можно сказать, что современную медицинскую науку двигает фармацевтика. И, конечно, производители должны знакомить мир со своими новыми препаратами.

Фармацевтические фирмы дают рекламу по телевизору с целью, чтобы потребители ели их лекарства ложками на обед и ужин, шутит Петерис Апинис. Но есть медикаменты, которые назначает врач. Для ознакомления их с препаратами фармацевтические фирмы создали представительства во многих странах. В Латвии они тоже есть.

Сейчас у нас зарегистрировано около 3000 лекарств, а врач использует в среднем 100- 200. Каждая фармацевтическая фирма хочет, чтобы он выбрал медикаменты ее производства. Ведь большинство препаратов имеют одни и те же ингредиенты, только называются по-разному, например, диклофенак имеет около 30 вариантов.

Долгое время в Греции, Испании, Италии врачи во многом зависели от того, что предлагает фармацевтическая фирма. И у нас была такая же ситуация 5- 7 лет назад. Фармафирмы приглашали врачей на конференции, платили им премии за выписанную упаковку лекарства, дарили подарки.

- Не думаю, что сейчас врач получает деньги за каждую выписанную упаковку лекарства, – рассуждает председатель общества врачей. – Мы идем к скандинавской системе, когда врача просто информируют о новинках. Плохо, что у нашего государства нет средств, чтобы обеспечить врачу возможность посещать конференции, покупать иностранные журналы, чтобы быть в курсе всего, что происходит в мире.

Цель декларации – помочь обществу врачей и фармакологическим компаниям объединиться, чтобы у врача была информация о нужных пациенту лекарствах и возможность их получить.

Ты – мне, я – тебе

Но что делать, если врач выписывает пациенту не дешевое лекарство, а более дорогое – которое ему «ненавязчиво» предлагает фармадилер? Как расценить советы врача, написанные на листке для записей с логотипом нового лекарства?

Я была свидетелем того, как в поликлинике распространитель лекарств ходил по кабинетам врачей. Кто-то его принимал, расспрашивая о свойствах нового препарата, кто-то отказывался от услуг.

Вспоминаю, как года три назад семейный врач рекомендовала мне тогда неизвестное, а ныне очень популярное средство. Лекарство оказалось хорошим и довольно недорогим. Вот и польза от сотрудничества фармацевтов и врачей!

Не стали ли жертвой лоббирования западных компаний лекарства из России и Белоруссии? Как говорят наши читатели, дешевые с востока пропали и появились дорогие – с запада.

- Я сотрудничаю с Россией и люблю эту страну, – говорит Петерис Апинис. – Соответственно я интересуюсь российскими медикаментами. В Москве в аптеках они не стоят дешевле, чем у нас. Недавно люди были недовольны тем, что из аптек пропали дешевые аскофен и цитрамон восточных производителей, но сейчас эти недорогие лекарства снова появились в аптеках. Так что можно выбирать, какое лекарство купить – более дорогое или дешевое. Пациент вправе просить врача назначить ему препарат, который он знает и который ему по средствам, и врач не может оказывать давление на пациента в выборе лекарства. Если же пациент столкнется с таким фактом, пусть сообщает нам в общество.

Комментарий

«Час» попросил высказать свое мнение о сотрудничестве врачей и фармацевтов депутата Сейма, медика по специальности, Виталия Орлова.

- Конечно, мы можем рассматривать как лоббирование препарата той или иной фирмы, если она посылает врача на курсы, если препараты выбираются в качестве оплачиваемых государством компенсируемых лекарств или если больница пользуется препаратами какого-то производителя. Наверное, большая часть доходов врача, который «дружит» с фармацевтами, складывается не из зарплаты.

Мне по душе скандинавский вариант, когда фармакологи и врачи встречаются только на семинарах. И если бы его открыто поддержали, то те, кто наживается на дилерстве лекарств, потеряли бы легкий источник доходов.


Написать комментарий