Американский выбор

Что сулит мировому сообществу второй президентский срок Джорджа Буша?

Прошедшие в США президентские выборы озадачили мир. Комментируя их, газета Berliner Kurier написала: "Буш одержал победу. Это несмотря на упадок экономики, войну и “Фаренгейт 9/11” Майкла Мура. Он лгал всему миру. Его борьба с террором лишь усилила опасность в мире, а миллионы мусульман толкнула в объятия фанатиков. Тем не менее американцы, очевидно, предпочитают иметь президента, который сразу бьет и стреляет, если мир не желает плясать под его дудку". “Международное сообщество находится на грани отчаяния”, — восклицает Financial Times. Даже тактичная Times признала, что “большая часть мира скрывает свое недовольство результатом выборов в США, изображая улыбку”. Так что же это были за выборы и что они знаменуют?

Правая нация

Накануне выборов в Англии вышла любопытная книга “Правая нация”. Ее авторы, британские журналисты Миклтвэйт и Вулдридж констатируют поразительный факт: “Америка — одна из старейших демократий со слаженным конституционным режимом. Тем не менее она — единственная из развитых стран, никогда не имевшая левого правительства”. Отталкиваясь от этой фундаментальной реалии, британцы сфокусировались на особенностях Америки, отличающих ее от других развитых стран. Вот некоторые из них.
Подавляющему большинству американцев претит идея государственного регулирования экономики и вмешательства государства в частную жизнь. Недоверие к чиновникам вошло в их генетический код. Американцы — “видовые” враги бюрократизма, в отличие от европейцев, создавших под крышей Евросоюза царство замшелой бюрократии. Поэтому даже умеренный европейский социализм для Америки — это экзотика. Такую “экзотику” допустил, выводя страну из Великой депрессии, Франклин Рузвельт. Но уже в 1935 году 59% американцев были недовольны высокими тратами его администрации, хотя государственная программа развертывания работ спасла миллионы человек.
Не приемля концепции социального государства, американцы стоически терпят пропасть между доходами богатых и бедных граждан. В Англии, имеющей давнюю репутацию страны неравенства, этот показатель составляет 1/20, в США он вдвое больше. Америка — единственная из богатых стран, не имеющая общенациональной системы здравоохранения и оплаченного отпуска по беременности и родам. Американцы, в отличие от европейцев, в подавляющем большинстве выступают за владение личным оружием, строгие судебные приговоры и смертную казнь. Процент заключенных в США на тысячу граждан в 5 раз выше, чем в Великобритании — самой “жесткой” стране Западной Европы.
Заумным теориям американцы предпочитают здравый смысл и традиции и посему стоят за традиционные моральные ценности. Поэтому в Америке невелик престиж либерализма, если не путать либерализм как нравственную категорию с экономической свободой. Слово “либерал” для простого американца — ругательное. Ни один политик в США не решится назвать себя либералом. Не случайно Джон Керри опасался этого ярлыка, который на него вешали оппоненты. Зато патриотизм в Америке — понятие святое.

Религиозный фактор

Миклтвэйт и Вулдридж объясняют консервативное сознание американцев аномальной религиозностью, связанной с историей их страны. Ведь европейцы отправлялись в Новый Свет не только в поисках лучшей доли, но и религиозной свободы — без вмешательства церкви, Папы Римского и пр. На этом взошла глубоко личная религиозность американцев и их протестантский фундаментализм. По опросам общественного мнения, 94% американцев считают себя верующими людьми, а 55% регулярно посещают церковь или молятся дома. Среди коренного населения Западной Европы эти цифры составляют в среднем 20% и 10% (в католических странах они выше, в секуляризированной Франции и протестантских странах — существенно ниже). В России эти показатели равны 35% и 15%.
Аномальная религиозность заставляет американцев воспринимать мир в категориях индивидуальной добродетели, а не как поля борьбы и взаимодействия социальных сил, что свойственно европейцам. Отсюда американский индивидуализм. Лишь треть американцев считают, что успех в жизни зависит от обстоятельств, неподвластных человеку. Остальные убеждены, что человек — хозяин своей судьбы. 68% европейцев считают иначе. Отсюда же манихейское восприятие американцами мира как арены борьбы сил добра и зла. Поэтому у “коренных” американцев популярны лидеры, исповедующие такие взгляды, независимо от их партийной принадлежности. Франклин Рузвельт, Джон Кеннеди и Рональд Рейган объявляли себя борцами с силами мирового зла — и американцы их боготворят.
Проанализировав факты, британские исследователи пришли к выводу, что в США сложилось уникальное общество, сочетающее экономическую свободу и крайний индивидуализм с ортодоксальными и аномальными для либеральных демократий моральными ценностями. А теперь обратимся к прошедшим выборам.

Иисус Христос или страховка?

Вот как определил причину победы Буша профессор Стэндфордского университета Майкл Мак-Фол: "Буш победил потому, что главную ставку сделал на консервативные моральные ценности. Он сказал избирателям: если вы считаете, что это важно, то я ваш кандидат. Из опросов общественного мнения в Нью-Йорке или Калифорнии видно, что там главным вопросом была война в Ираке. А для избирателей в “срединных” штатах Америки главными были моральные ценности.
И 80% из них голосовали за Буша. Поэтому он победил".
Подспорьем для Буша стали разгоревшиеся в США споры о регистрации гомосексуальных браков.
В 11 штатах прошли референдумы — и везде американцы, как и Буш, сказали им твердое “нет”. Буш, как и религиозные американцы, выступал против абортов и инженерии стволовых клеток. Американцы не церемонятся с преступниками, а штат Техас, где губернатором был Буш, рекордсмен в таких делах. Буш твердо стоял за войну в Ираке, праведность которой более чем сомнительна. Керри в этих вопросах колебался и выказал свою “мягкотелость”. И, наконец, семейство Бушей отличается истовой религиозностью, а Джордж Буш убежден, что его по жизни ведет Бог.
Итак, твердость позиции, опора на моральные ценности и религию — вот слагаемые успеха Буша. Швейцарская газета Tages Anzeiger по сему поводу съязвила: “Оказалось, что в начале XXI века Иисус Христос и обязательная молитва в школах для большинства американцев гораздо важнее, чем, например, больничная страховка”.

Новое средневековье

Но твердые моральные устои, базирующиеся на неких фундаментальных ценностях — это идеология. Выходит, американцы, всегда выдававшие себя за глашатаев индивидуальной свободы, осознанно проголосовали за идеологию, которая извечно подавляла и угнетала людей! О сути этой идеологии говорит фраза, оброненная Бушем на предвыборном митинге в американской глубинке: “Новорожденные христиане должны стать силой, которая направит мир по праведному пути”. Возможно, Буш, по обыкновению, проговорился. Но эта “проговорка” повергла американских либералов в шок. Заокеанский профессор политологии Нина Хрущева (правнучка Никиты Хрущева) по сему поводу простонала в эфире Радио “Свобода”: “Это страшно. Америка погружается в какое-то средневековье”. Абортам — нет, однополым бракам — нет, генной инженерии на стволовых клетках — нет, но верующие христиане должны силой утверждать свои ценности всюду в мире. На эти цели в бюджете США выделяются баснословные деньги.
Америка изначально замышлялась как империя (плавильный котел племен и народов) и строилась в подражание Древнему Риму. Отсюда Капитолий и Сенат, помпезный древнеримский стиль в архитектуре, римское право и пр. В XIX — начале XX века США вели империалистические войны за землю и природные богатства с Мексикой и Испанией. Теодор Рузвельт сделал агрессивную “дипломатию канонерок” внешнеполитической доктриной страны. Потом родилась концепция “американского века” — строительства мира по американскому образцу. И вот под это подводится религиозный фундамент.
Это что-то новое и глубинное, говорящее о природе современного американского общества и его пути. Причем Джордж Буш и “простые” американцы вовсе не одиноки. За Бушем пошли многие мировые лидеры. А о погружении России в “новое средневековье” недавно возвестил известный кремлевский политолог Станислав Белковский, учредивший “Корпорацию православного действия”. Польша, балканские, африканские и латиноамериканские страны переживают религиозный ренессанс. Христианство активно проникает в Китай. Видимо, возврат к неким средневековым ценностям — это знамение времени. А так как в Америке сильна и либерально-демократическая традиция, то это чревато расколами, ибо ортодоксальная идеология и либеральные свободы — вещи несовместимые.

Линии разломов

Когда накануне минувших выборов в США разгорелись споры о гомосексуальных браках, пресс-секретарь Белого дома по просьбе президента спросил собравшихся на брифинг американских журналистов: “У кого из вас есть знакомые гомосексуалисты?” В зале вырос лес рук. Тогда пресс-секретарь спросил: “А кто из вас в уик-энд посещает церковь?” В ответ поднялось три руки. Этот поразивший Джорджа Буша факт вскрыл пропасть, которая разделяет либеральную Америку и прочих граждан страны. Это выявила карта голосования, где окрашенный голубым цветом северо-восток (Нью-Йорк, Новая Англия, Массачусетс, промышленные штаты у Великих Озер) резко контрастировал с тотально красной “срединной” Америкой.
США расколоты между либеральной свободой “без берегов” и свободой в рамках религиозно-консервативных ценностей. Это первый глубинный разлом, рассекающий все слои американского общества. “Буш одержал внушительную победу, но страна остается расколотой. 49% избирателей, надеявшихся, что произойдет смена правительства, испытали разочарование и пока что не видят повода для оптимизма”, — констатирует New York Times.
Второй глубинный разлом, который станет определять будущее Америки, — демографический. Раньше Америка была “плавильным котлом”. Ныне это сообщество национальных меньшинств, где до последнего времени доминировало христианское протестантское большинство, а президентами страны за все время ее существования были только англосаксы, ирландцы и немцы. Сейчас ситуация стремительно меняется. В 1990 году указанное большинство составляло 67% населения США, в 2000-м — 59%, а к 2010 году это правившее Америкой 230 лет большинство станет меньшинством.
Главной этнической группой будут “латинос” — выходцы из Латинской Америки, бурно заселяющие южные штаты, чье мировоззрение отличается от традиционных американских ценностей. К тому же они католики, и с ними власть Папы Римского, от которой некогда бежали за океан пилигримы, укоренится в Северной Америке. И, наконец, они не говорят по-английски, а это значит, что США станут, как минимум, двуязычной страной, что породит проблемы, хорошо знакомые жителям Латвии. Ныне в США проживает 38 млн. “латинос”, они уже составляют большинство в Калифорнии — самом крупном американском штате. И именно Калифорния с губернатором-республиканцем Арнольдом Шварценеггером дала в копилку Джона Керри максимальное число голосов выборщиков — 55, что связано с изменившейся демографией.
Второй после “латинос” группой являются афроамериканцы. Их сейчас 35 миллионов, и их отношения с белым населением отнюдь не безоблачные, хотя сегрегации, существовавшей до конца 1960-х годов, ныне в Америке нет. Расовая проблема год от года осложняется тем, что многие чернокожие американцы принимают ислам и становятся приверженцами экстремистских взглядов, кои исповедует, например, Луис Фарахан — лидер движения “Нация ислама”. Рост числа правоверных католиков и чернокожих мусульман может породить серьезные расовые конфликты на религиозной почве, чреватые катастрофическими последствиями.
А третий глубинный разлом обозначился между США и Европой, о чем пишут и говорят по обе стороны океана. Америка ведет себя как мировая империя — “четвертый Рим”, погружающаяся в пучину патриархального консерватизма и христианской ортодоксии, а Европа стоит на светских демократических ценностях и даже не внесла пункт о христианских корнях европейской цивилизации в конституцию ЕС. “Американцы действительно мыслят иначе. Человек влез по уши в долги, между делом уничтожил десятки тысяч рабочих мест, ведет кровавую войну, которую он развязал под лживым предлогом, а избиратели его награждают за это”, — поражается газета Thuringer Allgemeine.
Больше всего Европу волнует агрессивная внешняя политика Вашингтона, в которую под предлогом войны с терроризмом и насаждения демохристианских ценностей Буш втянул и будет втягивать европейцев. “Буш обладает огромной властью. Есть все основания опасаться, что он приступит к выполнению задачи, якобы возложенной на него Богом: к уничтожению изгоев. Этот ковбой представляет опасность для всего мира. Европе следует сохранять бдительность”, — предупреждает Suddeutsche Zeitung.

Глядя в будущее

Прошедшие в Америке выборы — явление знаковое. Как и в эпоху “холодной войны”, мир вновь расколот по идеологической парадигме. Только теперь противостоят не демократия, свобода и коммунизм, а либерализм и “новое средневековье”. Ныне консерваторы-ортодоксы одержали в США победу. Но она может быть пирровой. Если Америка увязнет в иракской войне, которую американцы все чаще сравнивают с войной вьетнамской, то весьма вероятна победа на следующих выборах либералов.
Они уже побеждали с Клинтоном. Правда, внешнюю политику его администрации определяли консерваторы из “гнезда Бжезинского” во главе с Мадлен Олбрайт. Но в остальном Билл Клинтон был истинным либералом и моралью особо не тяготился. Эра Клинтона явила собой нечто новое, чего в Америке раньше не было и что может наступить после 2008 года.
Однако, если борьба Буша с мировыми “силами зла” зайдет слишком далеко, то последствия будут серьезными. “Американская система работает хорошо, когда есть пространство для центристов в отношении, по крайней мере, к внешней политике, — говорит профессор Стэндфордского университета Григорий Фрейдин. — Этот консенсус сильно пошатнулся во время вьетнамской войны. Война в Ираке опять бьет по этой, еще не зажившей ране. Радикализация политической атмосферы сузила американский центр, который являлся всегда как бы клеем, при котором республиканцы и демократы могли находиться в одной комнате. И это очень опасно”. Кроме того, агрессивная политика, приведшая к иракской войне, чревата развалом трансатлантического сообщества. А поражение в Ираке обернется для Запада исторической катастрофой. Поэтому, переизбрав Джорджа Буша, американцы выбрали не президента, а свою, и не только свою судьбу.

15.11.2004 , 10:31

Александр МОСЯКИН


Темы: ,
Написать комментарий