Энергетическая политика ЕС может привести к очередному витку инфляции

Латвийской энергетике будет непросто вписаться в единую энергетическую политику, которую в данный момент разрабатывает Европейский союз. Если эта политика будет разработана без учета особенностей энергетической системы каждой страны, то в результате за ошибки Брюсселя придется заплатить конечным потребителям газа и электроэнергии.

Три критерия

По данным составленного брюссельским исследовательским центром Bruegel рейтинга энергетической политики ЕС, латвийская энергетика (речь идет об электро- и газоснабжении) занимает на фоне других стран Евросоюза средние позиции по уровню конкуренции. Кроме того, Латвия весьма энергозависима от иностранных поставщиков, но зато наша энергетика — самая дружественная к окружающей среде.

Три данных фактора не случайно легли в основу исследования Bruegel. Именно конкуренция, безопасность поставок и экологическая устойчивость являются тремя основными приоритетами единой энергетической политики, за разработку которой активно принялась Европейская комиссия. К сожалению, отчет Bruegel выявляет существенную проблему: энергетика стран Евросоюза чрезвычайно разнородна, поэтому одновременное достижение всех трех поставленных целей в любой из стран на практике невозможно, так как они практически противопоставлены друг другу.

Вместе с Финляндией и Швецией

Только с учетом этих трех факторов страны Евросоюза разбиваются на пять групп, в зависимости от того, насколько они близки к реализации всех приоритетов. Сравнительно продвинулись по всем трем направлениям государства первой группы — Австрия, Чехия, Дания, Люксембург, Нидерланды и Великобритания.

Во вторую группу попали страны, в энергетике которых чрезвычайно низка конкуренция, но зато высока безопасность поставок. Такое положение наблюдается в Эстонии, Франции, Греции, Германии и Польше.

Латвия, вместе с Финляндией и Швецией оказалась в третьей группе, государства которой отличает высокоэкологичная энергетика, но невысокий уровень безопасности поставок и конкуренции.

Бельгия и Испания не могут похвастать каким-либо заметным прогрессом ни по одному из выделенных Евросоюзом приоритетов, а Литва, Венгрия, Италия, Португалия, Словакия и Словения, наоборот, выделяются средними достижениями по всем трем направлениям.
На всех не угодишь

Поэтому, как отмечают в Bruegel, потенциальные издержки и доходы от введения единой европейской энергетической политики будут неравномерно распределены среди стран ЕС. Иными словами, кто-то выиграет, а кто-то проиграет.

Небольшие страны, такие как Латвия, находятся в более затруднительном положении, когда пытаются договориться о чем-либо с иностранными поставщиками энергоресурсов, поэтому для них было бы удобно, если бы они в этом вопросе могли воспользоваться поддержкой ЕС. Они смотрят на увеличение конкуренции между энергетическими компаниями на внутреннем рынке, как на угрозу безопасности поставок.

В свою очередь большие страны, которые не столь зависимы от иностранных поставщиков, например Франция, вряд ли согласятся на вмешательство ЕС в их энергетическую политику.

Или компромисс, или рост тарифов

В итоге исследователи делают вполне закономерный вывод. Как замечают в Bruegel, выработка единой энергетической политики ЕС объективно требует включения многочисленных “национальных компромиссов”, то есть условий, оговаривающих осуществление обозначенных приоритетов в той или иной стране.

Если Еврокомиссия прислушается к этим рекомендациям, то на разработку такой политики придется затратить много лет, и еще не факт, что в результате появится действительно эффективный набор мер. А если не прислушается, то для латвийской энергетики это, скорее всего, обернется дополнительными затратами, которые по традиции будут переложены на конечных пользователей — то есть на увеличение тарифов на газ и электроэнергию.


Написать комментарий