100 дней после приказа

Сегодня правительство во главе с «народником» Айгарсом Калвитисом встречает свой первый трудовой юбилей - сто дней работы. При этом сам Калвитис уже установил один рекорд: он бессменно возглавляет Кабинет министров со 2 декабря 2004 года и является единственным премьером в латвийской истории, сохранившим свой пост и после парламентских выборов. И, по некоторым прогнозам, Калвитис вполне может встретить на премьерском посту и выборы в следующий, 10-й Сейм. «Час» обратился к социологам и политологам с просьбой прокомментировать итоги первых ста дней работы правительства и оценить его перспективы.

Они держались стойко

На вопросы отвечает директор Центра изучения рынка и общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш.

- Как вы оцениваете сто дней работы правительства?

- Кабинет министров Калвитиса держался стойко. И если бы мы сравнивали первые сто дней разных правительств, сравнение было бы в пользу Калвитиса. В Латвии было много правительств, в работе которых с самого начала проявлялись более существенные противоречия. Так что если мы посмотрим на ситуацию в таком аспекте, мне кажется, что правительство держалось хорошо.

- А сколько раз по сто дней они еще продержатся?

- Это правительство может продержаться очень долго. Правда, мне трудно представить себе, что Кабинет Калвитиса без существенных изменений доживет до выборов следующего Сейма. С приближением выборов противоречия среди партнеров по коалиции будут нарастать. Не думаю, что все правящие партии пойдут на выборы как одна большая дружная семья. Но это будет незадолго до выборов. А до этого они, скорее всего, будут работать вместе – если черный кот не перебежит дорогу…

Движемся мощно, но непонятно куда

На вопросы отвечает директор Центра исследования рынка и общественного мнения Latvijas fakti Айварс Фрейманис.

- Как вы оцениваете сто дней работы правительства?

- Движемся быстро, мощно. Но непонятно куда…

- И как долго будет продолжаться это движение?

- Согласно теории относительности при высокой скорости понятие времени меняется. И, по-моему, правительство так быстро бежит как раз потому, что пошатнулось первоначальное ощущение того, что они благостно доживут все эти четыре года…

- А разве нам неизвестно, куда мы движемся?

- Это ирония… Я имею в виду следующее: правительство бежит так быстро, что не учитывает того, что называется общественным мнением. Есть абстрактные цели, ради которых происходит вся эта беготня. Эта беготня происходит в рамках инерции, в рамках разбега. Но без ясного указания направления.

- Но ведь работа с общественным мнением всегда была сильной стороной Народной партии. Почему «народники» перестали обращать внимание на этот важнейший фактор?

- Предполагаю, что это связано с тем ощущением комфортности, которое возникло после выборов. Ведь «народники» стали правящей партией. И комбинация правящей коалиции настолько ясна, что в ней трудно найти изъян.

- Удержится ли правительство Калвитиса до выборов следующего Сейма?

- Это сложный вопрос. Я почти на сто процентов уверен, что правительство в той комбинации, в которой оно существует сейчас, до выборов вряд ли удержится. Некоторые события, происходящие внутри и вокруг правительства, свидетельствуют о том, что там собрались слишком разные люди. Там есть слабые звенья, есть звенья, направленные в разные стороны. Так что ситуация должна меняться.

- Но при любом раскладе «народники» сохранят власть?

- Да. У них в последнее время явно наметилась такая особенность, как конформизм. И это дает право говорить о том, что они останутся при любой комбинации. Конечно, благодаря полученному Народной партией количеству мест в парламенте.

Все зависит от девальвации лата

На вопросы отвечает политолог Илзе Островска.

- Как вы оцениваете сто дней работы правительства?

- В конце прошлого года инфляция в Латвии достигала примерно семи процентов. В этом году все говорят уже о девяти процентах. С начала года прибавилось два процента. А что в перспективе – два процента, а потом еще два?

- Удержится ли правительство Калвитиса до выборов следующего Сейма?

- Все зависит от инфляции и от возможной необходимости девальвировать лат. Если придется девальвировать лат, это очень серьезно. И я не знаю, простит ли общество правительству девальвацию лата. И вообще: что значит девальвация? У меня возникает вопрос – у нас, что ли, начали печатать латы без контроля?

Премьер: «Мы работаем сплоченно»

Первые сто дней правительства прошли в энергичной работе, сказал вчера премьер Айгарс Калвитис.

Он подчеркнул, что министры в рекордные сроки сумели прийти к единому мнению по поводу государственного бюджета, а также выполнить предвыборные обещания, обеспечив рост зарплаты в различных отраслях. Также правительство взялось за решение вопроса с договором о границе.

- Правительство работает сплоченно: мы хорошо понимаем друг друга, и новые министры хорошо включились в коллектив, – отметил Калвитис.


Написать комментарий