Надежды Латвию питают

Чемодан — вокзал — Ирландия — вот новый принцип выживания жителей Латвии. Они уезжают добровольно и редко возвращаются назад: социологи подсчитали, что каждый день наша страна теряет около 60 пар рабочих рук. Вернутся ли они? Этот наивный вопрос на прошлой неделе со всей серьезностью обсуждали в Секретариате министра по делам общественной интеграции. Специалисты хотели бы считать, что в Латвию возвратится треть работников, отправившихся за длинным евро, — о лучшем результате и мечтать нельзя.

Неизменный результат

Год от года Центр исследования общественного мнения SKDS интересуется, сколько жителей Латвии готовы уехать на заработки за границу. И год от года этот результат не меняется — получить новую прописку в Ирландии и Англии готов практически каждый второй работоспособный латвиец. Вариант работы за рубежом называют приемлемым для себя около 400 тыс. жителей нашей страны. Одни еще робеют, другие уже пакуют чемоданы.

Социальной катастрофой это назвать трудно, ведь процесс перетекания рабочей силы известен всей Европе. Например, из Ирландии в свое время уехали многие тысячи молодых специалистов. Уезжали они по той же причине, которая теперь движет жителями Латвии — в других государствах им лучше платили. Обессиленная Ирландия долго разрабатывала программы по возвращению соотечественников. Специалисты признают, что им удалось заманить обратно только треть уехавших, остальные же рабочие места заняли приезжие, в том числе и из Латвии.
Латыши объединяются, а русские — нет?

Удержать жителей Балтии дома никакими силами нельзя. Власти Латвии поняли, что попытки давить на патриотизм смешны и бесполезны: люди хотят кушать. По прогнозам Министерства экономики, массовая миграция трудовой силы продолжится еще 7 лет — пока зарплаты в Латвии не достигнут европейского минимума. При этом Министерство экономики явно обманывает себя, потому что, по мнению специалистов Банка Латвии, до Европы нам тянуться гораздо дольше — среднего уровня ЕС страна достигнет через полвека.

Отсюда и четкая постановка вопроса: не как остановить наших рабочих, а как не дать им раствориться в потоке трудовых эмигрантов на чужбине. Удержавшись вместе, они могли бы однажды вернуться, считают социологи. В этом направлении Министерство интеграции кое-что сделало. Например, оно финансово поддерживает две латышские общественные организации в Ирландии. Есть ли подобная организация для русскоязычных выходцев из Латвии? Нет, признался Телеграфу министр по делам интеграции Оскар Кастенс. Чтобы она появилась, русским жителям нашей страны в Ирландии нужно самим объединиться и дать знать о себе на родину. Тогда и им денег дадут (по крайней мере, нет никакой причины не дать, считает министр).

Ждем 20 тысяч

Вопросом возвращения жителей Латвии домой теперь займется особая рабочая группа. Она была создана при Секретариате министра по делам интеграции и на прошлой неделе собралась на первое заседание. Ничего особенного на этой встрече не решили, да никто от рабочей группы и не ждал срочного результата. Четкую программу действий по возвращению рабочих домой правительство должно получить 20 июня (подсчитаем: пять месяцев промедления могут означать еще 8—9 тыс. потерянных для Латвии людей). Но обсуждение действительно требует тщательности. “Как вернуть?” — это вопрос не менее тяжелый, чем “Как удержать?”

Министр Оскар Кастенс рабочую группу очень поддерживает.

— Главным результатом стали бы конкретные предложения по возвращению людей, которые мы передадим правительству, — надеется он. — Уехать за границу бывает проще, чем вернуться. У людей в таком случае начинаются проблемы реинтеграции, то есть сложности с поиском работы и устройством детей в садики и т.п. Мы очень надеемся, что наши инициативы поддержат работодатели в Латвии, которые примут возвращающихся на свои предприятия.

В поддержке работодателей сомневаться не приходится. Они и теперь хватаются за любую соломинку, лишь бы заполучить нужных специалистов. Например, остроумно поступила сеть супермаркетов Maxima, предложив работницам отдавать малышей в первый в Риге детский сад, принадлежащий предприятию. Так торговая сеть заполучила сотрудниц из числа молодых мамочек, которые обычно вынуждены сидеть дома. Строители тоже готовы поднимать зарплаты практически до европейского уровня, но опоздали: опытные специалисты этой отрасли уезжали одними из первых, уверенные в своей востребованности за рубежом, и успели неплохо устроиться.

Вопросов много. Ответов — мало, и даже имеющиеся ненадежны, потому что не проверены жизнью.

— Мы намерены рассмотреть опыт других государств, в том числе и самой Ирландии, — сказал Телеграфу Оскар Кастенс. — Но Ирландия заманила обратно только малую часть уехавших рабочих…

— Если мы вернем треть наших работников из-за рубежа, я буду очень доволен, — сказал министр.

Примем это за данность: из 70 тыс. человек, покинувших Латвию в последние годы, домой должны приехать максимум 20 тысяч — это если правительство по рекомендации рабочей группы Секретариата министра по делам интеграции примет какие-нибудь меры. Без мер же извините и не обижайтесь… Чемодан, вокзал — и далее по списку.

Система мер: объяснить и напугать

Кристина ГАУГЕРЕ, руководитель департамента по делам общественной интеграции Секретариата министра по делам интеграции, возглавившая рабочую группу по возвращению соотечественников:

— Проблему эмиграции нужно решать на государственном уровне, потому что она касается каждого из нас и со временем может вызвать серьезные социальные и экономические последствия. Поэтому мы посадили за один стол представителей государственных и общественных организаций, привлекли к обсуждению вопроса и представителей выехавших на заработки соотечественников. Мы хотели бы создать обдуманную систему мер — как долгосрочных, так и кратковременных. Например, у жителей Латвии за рубежом должно быть достаточно информации о работе на родине, а также о социальных рисках, которые связаны с переменой места жительства и работы или расставанием с семьей.


Написать комментарий