Кипрский сухогруз, севший на мель у берегов Вентспилса, представляет угрозу для экологии всего Балтийского моря

Спасатели обследуют пляж в поисках мазутных пятен.
Спасатели обследуют пляж в поисках мазутных пятен.
Неисправность двигателя на кипрском сухогрузе Golden Sky поставила Латвию под угрозу экологической катастрофы. С судна, севшего на мель у берегов Вентспилса, ежедневно в море вытекают нефтепродукты, точное количество и состав которых определить пока невозможно. Однако, по мнению специалистов, основная угроза для окружающей среды исходит не от мазута, а от калийных удобрений — 25 тыс. тонн химикатов до сих пор находятся в трюмах Golden Sky. В случае их попадания в наши воды Латвия рискует лишиться рыбы и других морепродуктов. А начало спасательных работ откладывается уже третий день — приступить к эвакуации судна не позволяют погодные условия.

Судно, вышедшее из Вентспилсского порта 14 декабря под флагом Кипра, направлялось в Индию. На борту у него было 446 тонн мазута, 45 тонн дизельного топлива и 25 тыс. тонн минеральных удобрений. Однако из-за неисправности двигателя и плохих погодных условий капитан принял решение вернуться в порт. Произошло это через 7 часов после начала злосчастного путешествия. Однако дойти до Вентспилса команде не удалось — сильный ветер посадил судно на мель, где оно находится уже больше недели.

На данный момент не совсем ясны причины инцидента. Согласно первоначальной информации, полученной на следующий день после аварии, виной всему оказались погодные условия — несмотря на то что судно стояло на двух якорях, сильный ветер отнес его на мель. Потом появилась информация о неисправности двигателя — якобы именно она послужила причиной возвращения сухогруза в порт. Теперь же оказывается, что стоял корабль на одном якоре, да еще и непозволительно близко к берегу. Как рассказала Телеграфу глава Вентспилсского сектора Управления морских и внутренних вод Государственной службы среды Дайна Наумова, сейчас появилась информация о возможной заправке судна некачественным топливом, которое и привело к поломке, ставшей причиной аварии. На данный момент отделение расследования аварий Латвийской морской администрации выясняет причины инцидента.

Но каковы бы ни были причины, последствия аварии для латвийской стороны могут быть весьма плачевными.
Нефтепродукты в море, а спасатели — на берегу

Главная проблема в том, что находящиеся на борту мазут, дизельное топливо и калийная соль в любой момент могут оказаться в Балтийском море — уже сейчас в воду попал мазут. Предотвратить беду могут немедленные спасательные работы по откачке мазута и транспортировке судна на берег. Однако погодные условия не позволяют спасателям даже приблизиться к кораблю. Кстати, ликвидацией аварии занимаются не власти Вентспилсского порта и даже не хозяева судна, а нанятая киприотами греческая фирма Tsalviris Salvage. “Насколько я понимаю, теперь вся ответственность за спасательные работы возложена на эту компанию”, — говорит Дайна Наумова. Как сообщалось ранее, хозяева судна готовы взять на себя всю материальную ответственность за загрязнение вод Балтийского моря. Что касается членов экипажа, то большинство из них отбыли на родину, а несколько человек до сих пор находятся в Вентспилсе.

Как спасать будем?

Спасательные работы были начаты в четверг, когда на судно доставили дизельный генератор, который должен обеспечить сухогруз электроэнергией. Кстати, немалое мужество при этом проявили вертолетчики Воздушных сил Латвии. При помощи генератора планировалось привести в действие судовые краны, которые должны были переместить на судно компрессор для перекачки нефтепродуктов. Для осуществления этого плана имеющийся на судне мазут должны были перемешать с дизельным топливом — из-за низкой температуры мазут застыл, поэтому перекачать его в чистом виде невозможно. Затем нефтепродукты планировалось переместить на балластовые танкеры, уменьшив таким образом вес судна. После чего Golden Sky должны были снять с мели.

Доставить на корабль двухтонный генератор удалось, но дальше дело не пошло. Во-первых, помешали погодные условия: в пятницу спасательные работы были приостановлены, поскольку проводить их без риска для жизни спасателей было невозможно. Во-вторых, необходимое оборудование застряло в Рижском аэропорту аж на 12 часов. Премьер-министр Латвии Айгар Калвитис уже успел отчитать и аэропорт, и министра сообщения Айнара Шлесерса за “безответственные действия, когда стране грозит экологическая катастрофа”.

Катастрофы нет?

По словам Дайны Наумовой, катастрофы пока нет. “Те нефтепродукты, которые вытекли из судна, ушли далеко в море, а новых утечек в воскресенье мы не наблюдали, — говорит она. — К тому же мы пока не нашли ни мертвой рыбы, ни мертвых птиц. Рыбаки тоже не жаловались. Они, правда, в море пока не выходили, но по берегу периодически прогуливаются”. По словам Наумовой, прибывшие из-за рубежа специалисты ежедневно обследуют пляжи и консультируются с местными жителями. Причин для беспокойства они тоже пока не обнаружили.

Впрочем, управление Вентспилсского порта решило не рисковать. И поспешило снять с себя всю ответственность за происходящее. “Судно находится за пределами порта, так что комментарии можете получить либо от хозяев сухогруза, либо от береговой охраны”, — заявил Телеграфу управляющий портом Имант Сармулис. А когда ответственные службы приступят к проведению работ, пока неясно. “В понедельник мы планируем возобновить работы, которые были прерваны в связи с погодными условиями. Однако сможем ли мы это сделать, узнаем только утром в понедельник”, — рассказала пресс-секретарь штаба Морских сил Латвии Ивета Крауле. Дайна Наумова настроена более оптимистично. По ее словам, компания, нанятая киприотами, планирует доставить судно в рижские доки через два-три месяца.

Олег СТЕПАНОВ, совладелец AO Ventbunkers:

— Основная угроза исходит не от мазута, который в застывшем состоянии вытечь из сухогруза не может. Опасность — в химикатах, которые вполне могут оказаться в наших водах. В случае попадания хлористого калия в Балтийское море у нас вымрет вся рыба. А если на море поднимется большой шторм, то судно вообще положит на бок, и все его содержимое окажется в Балтийском море. Если предположить повышение температуры, то мазут тоже может растаять и попасть в открытое море. Коме того, вызывают недоумение действия экипажа: почему все-таки судно не было уведено подальше от берега?


Написать комментарий