Волки и неэффективные зайцы

Вчера в министерстве экономики лицом к лицу встретились торговцы с производителями и переработчиками пищевой продукции. Они должны были обсудить поправки к «Закону о конкуренции», которые направлены против крупных торговых сетей. Обсуждения не получилось.

Поправки к Закону о конкуренции приведут к росту цен

Обсуждались поправки как-то обреченно, вяло. Обе стороны пытались отстаивать некие мифические интересы потребителя. Мифические они потому, что у потребителя один интерес – купить то, что нужно, не переплачивая. И одно-единственное право: увидеть новый ценник в магазине и выругаться.

Цену формируют производитель, переработчик и продавец, убеждая нас всех, что это не они повинны в постоянном повышении цифры на ценнике. Так как вдвоем убеждать проще, чем поодиночке, то производитель и переработчик объединились против торговца, причем против крупного. Тем самым нашли внешнего врага латвийского народа, поскольку сети Rimi и VP Market принадлежат не латвийцам.

Так родились пресловутые поправки к закону, инициированные Советом по конкуренции и отработанные министерством экономики для внесения их на рассмотрение Кабинета министров. Поправок несколько, остановимся на самых ярких. Одна из них опускает планку, которая определяет статус компании как «доминирующей на рынке». Раньше доминирование определялось 40 процентами захваченного рынка, теперь предлагается цифра 25 процентов. А еще вводится понятие «существенное влияние» и его критерий: годовой оборот 70 млн. латов и выше. Те, кто эти показатели превысит, тут же попадут под колпак. И будут проверены, а нет ли в этих результатах злонамеренности. Если злонамеренность будет обнаружена – торговца накажут штрафной суммой с шестью нулями.

Естественно, крупные сети против нововведений, поскольку и «доминирование», и «существенное влияние» – это не их проблема. Они пришли на свободный рынок и начали работать, ликвидировав такие понятия, как «обеденный перерыв», «переучет» и «ушла на базу», наполнили прилавки, освободив их от черствого хлеба и почерневшего мяса. Народ, естественно, повалил в супермаркеты. Которые начали расти как грибы после дождичка (а не повалил бы народ – не росли бы).

Их поддержала Латвийская ассоциация торговцев во главе с Хенриком Данусевичем, потому что такие отношения в торговле – самые что ни есть рыночные и конкурентные. И они в итоге должны вести к снижению цен. Но такому ходу дел воспротивились многочисленные малые розничные торговцы, не справившиеся с конкуренцией. Они нашли понимание у Латвийской федерации производителей продовольственных товаров, которым все труднее сбывать через крупные сети ту отечественную продукцию, которая: а) дорогая, б) плохая, а потому не пользуется спросом. Объединив усилия, они пошли в Совет по конкуренции требовать поправок с лозунгом «Наших бьют!».

Как образно заметил во время дискуссии член правления Rimi Baltic Марис Крупенков, «против волков в лесу дружно выступили хворые и неэффективные зайцы».

Хенрик Данусевич, единственный из присутствовавших, положил перед госсекретарем министерства экономики Каспарсом Герхардсом и главой Совета по конкуренции Иевой Яунземе объемное исследование, в котором в том числе выявлена причина роста цен в магазинах. Позже он пояснил «Часу»:

Я постоянно задавал работникам предприятий пищевой промышленности один и тот же вопрос: как они, получив огромные деньги из структурных фондов ЕС, умудрились не снизить, а задрать отпускную цену на свою продукцию на 60- 100 процентов? И не получил ответа. А от авторов поправок к закону не получил ответа на вопрос, как скажутся поправки на потребителе.

Представитель VP Market Иварс Андиньш уверил «Час», что последствия очевидны: введение поправок защитит «хворых и неэффективных», естественная конкуренция ослабнет, а цены поднимутся – это закон экономики.


Написать комментарий