Приговор для латвийской экономики

Согласно уровню Европейского рейтинга конкурентоспособности (ЕРК), который составляется британской исследовательской организацией Robert Huggins Associates, Латвия занимает последнее место среди 25 стран ЕС, являясь 113-е среди 118 регионов Евросоюза.

НИРу — нет

Как на фоне ЕС, так и на фоне евроновичков Латвия выглядит государством/регионом с очень низкой конкурентоспособностью. По этому параметру страна, возглавляемая правительством Калвитиса, в 4,6 раза отстает от Брюсселя (1-е место) и ровно в 4 раза от Праги (7-е), но даже от соседних Эстонии (109-е) и Литвы (110-е).

Отчего же такое значительное отставание? Во-первых, ни для кого не секрет, что Латвия отстает от ЕС в том, насколько “креативна” наша экономика, то есть в том, насколько в экономике велика роль научных исследований и разработок (НИР).

При этом Латвия является не только европейским аутсайдером по объему расходов на НИР. Эти расходы еще и растут далеко не так быстро, как хотелось бы. Например в Эстонии и Литве с 2002 по 2004 год они увеличились на 80 и 75%, соответственно, а в Латвии — только на 30%.

Денег мало, студентов много

Кто-то, наверное, считает, что стоит государству вбухать в НИР пару сотен миллионов латов, как все пойдет нормально. Но Robert Huggins Associates дает совершенно другой, хотя и вполне ожидаемый ответ. Дело в том, что Латвия занимает последнее место в ЕС по объемам финансирования высшего и профессионального образования. У нас на это выделяется сумма, эквивалентная 65 EUR на душу населения, тогда как, например, в Норвегии — 700 EUR на душу населения.

При этом Robert Huggins Associates отмечает, что эти вложения и есть так называемые инвестиции в развитие человеческого капитала, и чем они больше, тем более конкурентоспособна экономика той или иной страны.

Любопытно, что одновременно с самым низким финансированием латвийское высшее и профессиональное образование выделяется феноменально высокими показателями по числу принятых в учебные заведения студентов. Впрочем, это характерно для многих стран-евроновичков, и в Robert Huggins Associates дипломатично замечают: сочетание данных факторов говорит о том, что качество образования в этих странах пока не отвечает западноевропейским стандартам.

До седьмого пота

То, что ВВП в Латвии маленький, но зато быстро растет, а зарплаты — одни из самых низких в ЕС, ни для кого не секрет. В Robert Huggins Associates это тоже отметили, но также обращают внимание на другой фактор: производительность труда у нас хоть и прилично отстает от среднего уровня по ЕС, но зато с 1995 по 2003 год она росла на 10% ежегодно.

В общем, с какой-то стороны это вполне неплохо: работаем мы все эффективнее и эффективнее, другое дело, что эта эффективность достигается не за счет более “умного труда”, а за счет интенсификации уже привычных операций. Какое-то время рост без инноваций еще будет продолжаться, но для долгосрочного устойчивого увеличения производительности труда безусловно требуется более активное использование НИР.

Нулевой уровень

Для успешного и эффективного бизнеса нужны не только образованные работники, но и инфраструктура. И здесь Латвия снова не может ничем похвастать. Число широкополосных подключений к Интернету на 1000 жителей — одно из самых низких в ЕС.

Транспортная инфраструктура, особенно столь важные для малого и среднего бизнеса автодороги, тоже развита очень слабо. Например, индекс скоростных магистралей (характеризует относительную протяженность скоростных магистралей) у Латвии равен нулю, тогда как у Литвы он составляет 24, а у Эстонии — 8. Для сравнения: в Брюсселе этот индекс равен 265, в Лондоне — 143, а в Братиславе — 189. Да, конечно, исторически так сложилось, что в Латвии гораздо сильнее развита железнодорожная инфраструктура, но для развития малого и среднего бизнеса она не столь важна.

Лобовая атака

Впрочем, со сходными проблемами сталкивается не только Латвия, но также отдельные регионы Словакии, Венгрии, Чехии и Польши. По мнению исследователей, разрешить их проблемы вполне реально, если власти стран смогут выделить ключевые узкие места, разработать детальные решения, стратегии и сумеют постепенно реализовать задуманное.

При этом совершенно не обязательно действовать напрямую, в лоб: мол наблюдается у нас недостаток малых и средних предприятий в определенном регионе — выделим деньги на программу по стимуляции малого и среднего бизнеса! Или мало в экономике НИР — запустим кучу непонятных программ по их поддержке! Вместо этого следует больше средств направлять на высшее и профессиональное образование (тогда, глядишь, частные инвесторы заинтересуются вложениями в НИР-сектора) или развивать транспортную инфраструктуру — те же скоростные автомагистрали, которых Латвии так не хватает.

К сожалению, латвийские власти зачастую предпочитают бороться не с причинами, а со следствиями, поэтому число узких мест нашей конкурентоспособности сократится очень нескоро.

ТЕРМИН

Европейский рейтинг конкурентоспособности (ЕРК) позволяет сравнить конкурентоспособность стран и регионов (по классификации ЕС, Латвия, Эстония, Литва, Норвегия и Швеция считаются страной-регионом). А именно: способность экономики страны/региона обеспечить рост стандартов жизни, привлекая и поддерживая создание компаний со стабильными или увеличивающимися рыночными нишами.

Главные слагаемые конкурентоспособной страны:

- развитие научных исследований и разработок;

- экономическая активность (например, производительность труда);

- транспортная и информационная инфраструктура.


Написать комментарий