Ястребы выходят из моды

Можно лишь порадоваться тому, что саммит в Риге прошел тихо и спокойно: военные без усилий заняли город, жители стоически перенесли трудности передвижения... "Это что, следствие балтийского темперамента?" — удивлялись приехавшие на саммит зарубежные коллеги-журналисты. Не только, объясняла я, а еще и высокой политкультуры.

И приводила в пример результаты голосования на сайте Телеграфа, когда на вопрос, что для вас значит саммит НАТО, из 1260 респондентов 70% ответили: “важное событие, которым можно гордиться”.

Однако понимание еще не означает согласия. Из послесаммитовских писем в редакцию могу сделать вывод, что, сочувственно относясь к участию Латвии в альянсе, люди вовсе не разделяют политику НАТО на Ближнем Востоке. Они не понимают, почему любовь Джорджа Буша к свободе выражается в оккупации Ирака. А латвийские солдаты должны становиться пушечным мясом на афганских полях… Вот и наступательную речь президента США в ЛУ многие слушатели оценили как политику вчерашнего дня.

Современный мир предлагает другие способы решения конфликтов. Самым свежим примером позитивной дипломатии можно считать примиренческий визит папы Бенедикта XVI в Турцию, растопивший лед в отношениях христиан и мусульман. Компромисс и покаяние — вот что предложил понтифик и обиженному его недавними высказываниями мусульманскому народу. И еще — поддержку в сближении Турции с Европой.

И выиграл. Он приехал во враждебную страну, а уехал из дружественной.

А что сделала француженка Сеголен Руаяль, кандидат на пост президента Франции? Первым делом отправилась на Ближний Восток и встретилась с лидерами ряда арабских стран. Чем тут же завоевала симпатии не только живущих во Франции мусульман (а это 10% населения), но и всего арабского мира. Может быть, поэтому она опережает по популярности своего соперника Николя Саркози, силой подавившего демонстрации мусульманских подростков в пригородах Парижа?

Итоги выборов и рейтингов убеждают, что население (той же Франции, Америки, Латвии) не в восторге от силовых решений. Напуганные размахом терроризма люди все больше отдают предпочтение политикам, умеющим находить компромиссы и решать конфликты путем переговоров. Похоже, мода на ястребов проходит.


Написать комментарий