Страна и государство

Завтра Латвия отметит свой день рождения – - 18 ноября 1918 года на политической карте мира появилось слово «Латвия» Никогда еще жители Латвии не жили на единой территории, но лишь в разных частях разных губерний и даже государств. И вот народ Латвии живет в одной стране. И народ Латвии – это все мы, все граждане этой страны.

Пусть звучит это высокопарно, но я люблю свою маленькую Латвию. Тут мой дом, мой родной очаг, мои друзья, к которым меня будет тянуть независимо от того, куда бы ни закинула судьба. Тут могилы моих предков, и я, как многие латвийцы, даже знаю, где буду лежать, когда кончится мой путь земной.

Иногда приятели шутливо называют меня космополитом, ибо, как каждый потомственный рижанин, я привык к этнической пестроте Риги, к старичкам евреям – последним носителям почти исчезнувшего идиш, ведущим свой неторопливый разговор на скамейках в Верманском саду, к шаловливым и неугомонным русским детям и пытающимся слишком быстро повзрослеть латышским. Это все часть Латвии, латвийского народа. И это мне не заменит никакой Нью-Йорк или Дублин. Если хотите, то можете назвать это латвийским космополитизмом, а для меня это – чувство дома.

И в то же время во мне непримиримый протест против этого государства, которое странные и недальновидные люди строят в моей стране. Ну как это может быть: то, что четыре года назад молодой политик Эйнарс Репше мог бросить в лицо «прихватизаторам» «Воры!», воспринималось с восторгом – как надежда на достойную жизнь, а то же самое, сказанное по-русски – как нелояльность и враждебность?! Почему акцию левых против возможного массового выселения из денационализированных домов надо охаять, как будто сторонников ТБ оно затронет меньше?

Нам говорят, что мы обязаны любить свое государство, только забывают, что любовь эта должна быть обоюдной. И первый шаг навстречу должен сделать тот, кто сильнее, увереннее. Кто имеет возможности и средства что-то менять. И что же сделало это государство, чтобы добиться любви нелатышской части народа Латвии?

Мы любим свою страну, но как любить такое государство?


Написать комментарий