«Мешки КГБ» развяжут через месяц?

В среду, 18 октября, юридическая комиссия Сейма снова вернется к работе над поправками к закону об обнародовании архивов КГБ, которые президент вернула депутатам для повторного рассмотрения.

Председатель комиссии Марек Сеглиньш сообщил, что проект поправок будет рассмотрен еще Сеймом нынешнего созыва – в среду на комиссии, а через неделю – на пленарном заседании парламента.

Согласно этим поправкам картотеки агентов КГБ с 1 ноября будут публиковаться в официальной газете «Латвияс вестнесис» вместе с большой пояснительной статьей. В публикации будут указываться имена, фамилии, отчества, даты рождения, клички примерно 4500 агентов, время вербовки, место работы на момент вербовки и дату исключения, если таковая есть.

Возвращая законопроект на повторное рассмотрение, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга подчеркнула, что публикация всех без исключения данных картотек затронет интересы лиц, сотрудничавших со спецслужбами СССР в борьбе с организованной преступностью, коррупцией и другими тяжкими преступлениями, что не имело никакой связи с деятельностью КГБ в идеологической сфере и репрессиями в отношении диссидентов и борцов за независимость Латвии.

«Публикация данных об этих лицах без уточнения, в раскрытии каких преступлений участвовало конкретное лицо, может поставить под угрозу неприкосновенность их личной жизни и физическую безопасность, а несоблюдение принципа правового доверия – повлиять на сотрудничество латвийских спецслужб со своей агентурой», – пишет Вике-Фрейберга.

Пересмотрев закон, Сейм так и не добился дифференцированного подхода к использованию и публикации документов КГБ «в таком виде, чтобы польза для общества была соизмерима с задетыми правами конкретных индивидов, охраняемыми Конституцией Латвийской Республики и обязательными для Латвии международными актами в сфере прав человека», – указывает она.

Президент отмечает, что в 90% случаев карточки агентов КГБ содержат только сведения о личных данных, времени и месте вербовки, но не содержат ссылок на контекст событий и обстоятельства, в которых эти данные появились в картотеке. «В распоряжении латвийского государства, к сожалению, нет дел агентов КГБ, которые позволили бы сделать выводы о мотивации, степени и обстоятельствах сотрудничества», – заключает она.


Написать комментарий