«Говорим «партия» – подразумеваем – «Родина»

Скандалу вокруг даугавпилчанки, депутата Сейма Сармиты Кикусте дан временный отбой. Лидер партии Jaunais Laiks (JL) Эйнар Репше, предложив правлению сразу после голосования поправок в бюджет, исключить депутата из рядов JL за нарушения партийной дисциплины, на этой неделе особой инициативы уже не проявлял.


То ли к здравому смыслу вдруг прислушался вождь «Нового Времени», то ли прагматик Репше посчитал за лучшее «забыть» обиду до наступления скорого «нового времени», то ли испугался прецедента утечки кадров, а предложения к депутату Кикусте посыпались сразу с двух сторон через прессу после заявления Репше, факт остается фактом — коллеги в Сейме г-жу Кикусте не упрекают, ей, скорее, сочувствуют. По правде сказать, для «Миллиона», постоянно отмечавшего четкую «внутреннюю» политику депутата по отношению к своим избирателям, поступок г-жи Кикусте не был большим сюрпризом.

Не вопреки, а во имя

Газета не раз отмечала, что депутат Сейма  Сармите Кикусте не имеет такой широкой известности, не так популярна, как прочие слуги народа. И это, как ни странно, плюс: практически все без исключения городские избранники, «вдруг» став «рижанами», как-то в одночасье становятся печально известными, нежели наоборот. Зависимость от всех и вся, замена собственного мнения мнением партии, открытое пренебрежительное отношение к воле людей — все это стало уже нормой. С данной точки зрения Сармиту Кикусте сложно упрекнуть: будь то позиция по участию латвийских военнослужащих в «иракском кризисе», будь то «непонятные» тарифы или незаконное строительство частных гаражей в историческом центре города.

Но вернемся к дням сегодняшним. Итак, в прошлый четверг, вопреки воле фракции, депутат Сейма Сармите Кикусте голосовала за поправки в бюджет.
— До Сейма я работала в Региональном отделе здравоохранения, — по просьбе «коротко начать сначала», сообщила г-жа Кикусте. — Еще в те времена я занималась очень важным и перспективным проектом — переводом ветхого, расползающегося на глазах, трехэтажного здания инфекционного отделения в Региональную больницу. Уже работая в Сейме, я приглашала в Даугавпилс министра здравоохранения, был разработан и одобрен проект, однако по некоторым причинам дело тогда не было доведено до логического конца. Именно этот проект, вынашиваемый многие годы разными людьми в виде поправок к бюджету, при одобрении Кабинета Министров, и был внесен на голосовании в Сейме. Сегодня стоимость проекта — триста тысяч латов — «забита» в исполнительную часть нынешнего бюджета. То есть, эти деньги должны быть освоены до нового года!
— Во всяком случае, медики должны быть Вам благодарны.
— Давайте остановимся на этом моменте, думаю, он многое может прояснить. Реализация этого проекта не моя заслуга, а моя обязанность. Я свято верю, что для выполнения таких проектов я и избрана. Кроме этого проекта воплощены в жизнь и другие. И не только благодаря мне. В прошлом году, кстати сказать, фракция поддержала мою просьбу о дополнении в бюджет: тогда были выделены деньги на ремонт двенадцатого этажа Региональной больницы. Фракция также поддержала мой проект о выделении денег из резервного фонда на устранение последствий пожара в психоневрологической больнице. Принципиально не стану останавливаться подробно, но ведь реализованы проекты в других регионах Латгалии, — даугавпилчанам эти проекты просто менее интересны.
— Интересный момент. Выходит, в прошлом году Вам фракция помогала…
— Тогда партия была в позиции. В этом, думаю, и вся соль. Согласитесь: политика – суть концентрированное выражение экономики. Это не заумно, а просто объективно. И как только кто-то что-то пытается делать наоборот, вместо политики возникает политиканство. Поверьте, убедить правящих что-то сделать стоит многих сил. Но знание того, что вместе с деньгами горожане получат — новые рабочие места: больница, медперсонал, больные — новое оборудование, новые больничные палаты; город — новый толчок в развитие, — это знание порой подталкивает к отчаянным шагам. Чтобы чувствовать свою востребованность и нужность приходится воевать!
— Ваша позиция была новостью для фракции?
— За день до голосования, в среду, я открыто заявила на фракции, что буду голосовать за поправки к бюджету. На предварительном голосовании двое воздержались, я, единственная, была «за».
«Работать,
а не бегать!…»
— Г-н Репше, уже после голосования в Сейме, заявил, что Вы «сознательно нарушили дисциплину» и подчеркнул, что его «не убеждают аргументы Кикусте, что она поддержала поправки к государственному бюджету текущего года, чтобы помочь Латгалии». Если Кикусте нажала кнопку за поправки к бюджету, это, по мнению Репше, означает, что у нее есть серьезные разногласия с JL, и поэтому «было бы лучше всего, чтобы она сама вышла из рядов партии и сложила депутатский мандат».
— Партийная дисциплина должна быть. Она понятна и обоснована, когда подкреплена какими-либо аргументами. Никаких серьезный аргументов до голосования на фракции в среду — я не услышала! Я напомнила, что все предыдущие правительства выделяли на Латгалию в год около полмиллиона латов. Все одобренные нынешним кабинетом министров и комиссией Сема по бюджету предложения дадут Латгалии более четырех миллионов латов! Впервые латгальский регион может подобраться в своем развитии к нормальной стартовой планке! Есть шанс хотя бы догнать другие регионы Латвии. Прикиньте, как должны относиться люди к депутату, которому они абсолютно безразличны! Школам, больницам, пансионатам — на поддержание инфраструктуры, на создание новых рабочих мест, помимо добрых пожеланий, нужны просто деньги!
— Тогда же г-н Репше отметил, что «уже неделю назад ходили слухи, что правящая коалиция уговорила Кикусте подать свое предложение по поправкам к бюджету…»
— Такие разговоры несостоятельны. Г-н Репше, по всей видимости, судит всех по себе. Впервые озвучиваю: в разное время ко мне поступали предложения перейти в другую партию и стать Министром здравоохранения, были предложения стать парламентским секретарем одного из министерств и т.д. Я всегда отказывалась от таких предложений по одной простой причине: я пришла работать в Сейм не для себя! Г-н Репше, видимо, вообще исключает из жизни такие понятия как порядочность, обязательства перед согражданами. Что такое, по большому счету, любая, пусть самая многочисленная партия по сравнению с избирателями? Депутаты приходят и уходят, народ остается! Если же вас все-таки интересует вопрос, собираюсь ли я уходить из Jaunais Laiks, мой ответ: «Нет»! Я пришла работать, а не бегать туда-сюда!
— Председатель Народной партии Айгар Калвитис, имея в виду Вас, сказал, что НП не может расколоть никакую другую партию. «Мы можем делать любые предложения, но не можем расколоть JL, поскольку у самих внутри нет единодушия». Г-н Калвитис также сказал, что партия не говорила с Кикусте о вступлении в НП, но, если она выразит такое желание, то будет принята. Руководитель фракции Союза «зеленых» и крестьян Аугуст Бригманис также возмущен заявлениями Эйнара Репше о том, что правящие партии пытаются расколоть JL. Он считает, что JL сама рано или поздно расколется, а, в конце концов, останется — один Репше! В случае же «если Кикусте будет исключена из партии, СЗК охотно примет ее в свою фракцию, даже не требуя от нее вступить в ряды партии»…
— Видимо, и «народники», и «зеленые» реально мыслящие люди. Любой нормальной партии выгодно иметь людей, также имеющих представление о чести, достоинстве и просто здравом смысле. Поверьте, вопрос не в том, избираться или нет через два года, я просто так понимаю свои депутатские обязанности!
— Спасибо за исчерпывающие ответы.

P.S. Если хотя бы теоретически мнение избирателей учитывалось бы народными избранниками, жить, и вправду, стало веселей. Политики приходят и уходят, Латгалия остается задворками и страны, и Европы. Мир давно стал другим, у нас вопросы гражданства, образования на родном языке только в стадии разрешения. Мир наводнен эглитами, аннами, эльвирами, олесями и прочими бедными татьянами, порою за кусок хлеба отдающими на растерзание свою плоть по той лишь причине, что родная страна не создает рабочих мест. Латгалия — перекресток двух миров. Евреи, поляки, русские, белорусы — исконные жители края с незапамятных времен. Кипит перемешанная кровь. От латвийского хутора до белорусской деревеньки родственникам порой достаточно перейти речушку вброд. Кто не успел перейти, кто не захотел, кто не смог — жить все равно надо. Но как? Когда до сих пор исподлобья, мачехой смотрит на латгальцев Родина-мать…

02.09.2004 , 13:17

Миллион""


Написать комментарий