Как живёте, беженцы? 1

Депутаты комиссии сейма по европейским делам побывали в центре размещения ищущих убежище лиц «Муцениеки», где скоро станет намного больше обитателей.

Судя по всему, представители латвийских властей начинают серьезную практическую подготовку к приему беженцев — ведь времени остается совсем мало: первых гостей мы будем встречать уже зимой. 

Ждём гостей

«Учитывая желание депутатов комиссии лучше понять существующую систему и обязательства в политике предоставления убежища, а также для того, чтобы развеять различные мифы, связанные с социальным обеспечением беженцев, мы организовали выездное заседание комиссии, во время которого встретились с министром внутренних дел Рихардсом Козловскисом», — рассказала председатель комиссии сейма по европейским делам, депутат от «Единства» Лолита Чигане. По ее мнению, решая вопросы с перемещением и переселением тех беженцев, которым необходима международная защита, важно не забывать о миграционной политике в перспективе.

А перспектива Латвии в этой сфере такова: по словам министра внутренних дел Рихардса Козловскиса, на протяжении двух лет нам придется принять 250 беженцев — скорее всего, в Латвию они будут прибывать каждые три месяца.

Депутаты засыпали министра вопросами — в частности, парламентариев интересовало, почему при решении вопроса о беженцах не была принята во внимание позиция Латвии. «Мы не обязаны предоставлять статус, если у нас будут какие–либо подозрения. Мы сможем решать на месте», — дипломатично ответил министр. И подчеркнул, что в настоящее время число беженцев, которых предстоит принять Латвии, в несколько раз меньше, чем предполагалось ранее. И вообще: создана рабочая группа, которая и разработает соответствующую стратегию.

По мнению Козловскиса, предложенная Латвии схема — 250 беженцев в течение двух лет, новые «гости» каждые три месяца — является самой выгодной для нас.  »Следующий вопрос — это сама процедура: интеграция, работа, желаемый профиль беженцев. Без комплексного подхода это будет сложно сделать», — подчеркнул глава МВД. И заявил, что прием беженцев не начнется, пока все вопросы полностью не прояснятся. Но проблем в ближайшее время придется решать множество. Так, Козловскис признал, что в настоящее время со стороны предприятий и предпринимателей не наблюдается особой заинтересованности в трудоустройстве беженцев. «Но вопросы есть — что они умеют, чего не умеют, потому что есть люди с высшим образованием и разными специальностями, а есть те, кто может выполнять малоквалифицированную работу», — сказал министр.

Говоря об отборе беженцев, Козловскис отметил, что Латвия может составить список со своими пожеланиями, который будет отправлен в Италию. Правда, зачем Италии этот список, не совсем понятно. Как–то не верится, что из толпы беженцев, заполонивших побережье Италии, будут «выдергивать» тех, кого хотела бы видеть Латвия… Но мечтать, как известно, не вредно. И пока мы можем утешать себя, что к нам приедут исключительно интеллигентные люди, мечтающие изучить латышский язык.

 

Также министр подчеркнул, что Латвия намерена объявить жестокую борьбу нелегальной миграции и всем, кто организует контрабанду людьми. По словам Козловскиса, в ближайшее время могут быть внесены изменения в латвийское законодательство. Естественно, ужесточающие наказания за нелегальных мигрантов. Так, например, в той же Греции за одного незаконно перемещенного человека можно отправиться в тюрьму на 10 лет.

Не знаем, на что подписались…

В настоящее время в «Муцениеки» в ожидании статуса беженца живут около 50 человек. Как рассказала депутат сейма Юлия Степаненко, теоретически центр может вместить сто человек, а если очень ужаться и спать на раскладушках, то двести. В принципе, необходимо увеличить площадь жилых помещений и сделать ремонт.

Всех больше всего интересует вопрос: кто будет платить за пребывание беженцев в Латвии? «Мы называем беженцами всех, но это неправильно, беженец — это определенный статус, и его надо получить. И только после присуждения человеку статуса беженца (а этот процесс занимает время от шести месяцев до года!) Латвия может рассчитывать на получение обещанных 6 тысяч евро на человека. Европейский фонд беженцев с июля прекратил финансирование продуктовых пакетов и товаров гигиены для жителей «Муцениеки», и до ноября здесь на одного человека выделяется 2,15 евро в день», — пояснила Юлия Степаненко.

Есть еще одна серьезная проблема — медицинская помощь беженцам. Оказывается, некоторые жители третьих стран специально бегут в Латвию лечиться, а это влетает МИД в приличную копеечку. И чем больше будет беженцев, тем большими будут и эти траты.

В настоящее время в центре живут 15 детей из Грузии, Афганистана и Украины. «У них есть маленькая, скромная игровая комната. Самих детей я не видела, но оставила для них заранее купленную бумагу для рисования, мелки, карандаши и пластилин. Думаю, что это не будет лишним, тем более что работники центра очень обрадовались», — говорит депутат.

Главный вывод от посещения «Муцениеки» оптимизма не внушает. «Латвия взяла на себя обязательства, полные неизвестности, без надлежащей программы интеграции, с неясными последствиями для госбюджета», — считает Степаненко.

Но не надо быть пророком, чтобы сказать: через пару месяцев правительство во главе с Лаймдотой Страуюмой бодро отрапортует, что Латвия к приему беженцев готова… И процесс пойдет.

Справка

На статус беженца могут претендовать подданные третьих стран, которые обоснованно опасаются преследований по расовым, религиозным, национальным или политическим мотивам.

На альтернативный статус может претендовать подданный третьей страны или лицо без подданства, которому не может быть присвоен статус беженца, если есть основания считать, что после возвращения в страну происхождения ему может быть причинен вред, и по этой причине он не может или не хочет принять защиту данной страны.

Цифры

С 1998 года убежища в Латвии просили 1592 иностранца, но только 202 получили его, свидетельствует статистика Управления по делам гражданства и миграции.

За этот период статус беженца был присвоен 65 лицам, а альтернативный статус получили 137 человек.

До конца июня этого года об убежище в Латвии просили 152 человека, альтернативный статус пока получили только 12. Количество ищущих убежища в Латвии самым большим было в 2013 году — 364 человека.

В этом году в Латвии задержано 222 нелегальных иммигранта, в том числе 144 граждан Вьетнама, а остальные — граждане Афганистана, России и других стран. Также в этом году задержаны 44 лиц, перевозившие нелегальных иммигрантов. Часть из них — жители соседних стран, в частности россияне.

В 2014 году было задержано 139 нелегальных иммигрантов и 19 контрабандистов.


Написать комментарий

Для того чтобы беженцам было проще да и государству-надо их привлекать к труду.Очистка канав и полей в сельской местности.работа на торфяниках вобщем там где хватит квалификации...Под охраной.Заработанное-им выплачивать Побег-пуля в спину.Не хотят работать-не едят.Вполне демократично...Через год ротация-пусть расскажут про наш рай.Глядишь и поток желающих станет меньше и бюджет не оскудеет.ну можно не расстреливать но тогда нужны собаки чтобы не разбежались....