«Я получила огромный заряд бодрости» 2

из личного архива Клавдии Дмитриевны Тереховой
из личного архива Клавдии Дмитриевны Тереховой
Даугавпилчанка Клавдия Дмитриевна Терехова была одной из трех латвийских ветеранов Великой Отечественной войны, принявших участие в праздновании 70-й годовщины Победы на Красной площади в Москве

Фронтовая биография Заслуженного врача Латвийской ССР Клавдии Дмитриевны Тереховой, майора в отставке и одной из основателей Даугавпилсского общества борцов антигитлеровской коалиции, началась 1 августа 1941 года, когда ей выдали предписание явиться в 31-й отдельный батальон станции снабжения 37-й армии на должность фельдшера. И закончилась в Болгарии в 1947 году. А в 1943-м за оказание помощи раненым солдатам и офицерам во время Днепровской переправы Клавдия Дмитриевна была награждена орденом Красной Звезды. Поэтому приглашение на торжество по случаю Дня Победы было заслуженным. Бывшая фронтовичка вернулась из Москвы с массой впечатлений.

Как встречали ветеранов

Всего из Латвии в Москву на празднование 70-летия Победы поехали 6 человек: каждый ветеран ехал с сопровождающим. Клавдии Дмитриевне помогала дочь Жанна. Они заранее заказали билеты, решив ехать через Крустпилс, потому что на этой станции высокий перрон и легче войти в вагон.

«Начну с того, что расскажу, как относятся к нам в Латвии и как нас встречали в Москве,  – так начала свой рассказ о поездке Клавдия Дмитриевна. – Мы узнали, что железная дорога помогает людям с ограниченными возможностями сесть в вагон, и Жанна заказала эту услугу. Когда мы приехали, нас успокоили, что, мол, все нормально, помощь будет. За полчаса до прихода поезда помощники появились. Мы вышли на перрон. А когда осталось совсем немного времени до прихода поезда, эти помощники пропали. Мы подошли к своему вагону, а дверь не открывается. Проводница кричит: «Идите через другой вагон! Дверь заклинило». Поезд всего две минуты стоит, да еще следующий вагон оказался вагоном-рестораном. Нам пришлось пройти два вагона. Спасибо проводникам — они подняли красные флажки, задержали поезд, помогли нам, погрузили мою коляску. А помощники так и не пришли! В вагоне нас приняли  очень хорошо, пассажиров было очень мало – на весь вагон человек 7-8.

Когда утром мы подъезжали к Москве, нас так сердечно встретили, что трудно было сдержать слезы. Когда состав приближался к вокзалу, включили «Марш славянки». Было столько помощников – военных пограничников, гражданских! Несколько человек сразу подошли к вагону, подкатили коляску, меня сняли и на руках вынесли на перрон. Начальник вокзала дал визитку и попросил обращаться к нему, если понадобится какая-либо помощь.

В зале был накрыт стол с угощениями. Встречать нас пришла внучка женщины, с которой я служила и работала вместе в одном госпитале. Подарила цветы и подарки и прильнула ко мне, как родная внучка. А бабушки уже десять лет нет в живых... Кстати, девочка нашла меня благодаря публикации в вашей газете, по указанному в статье номеру госпиталя.

Такая любовь, такое трепетное отношение… невозможно не оценить. Трудно передать словами, сколько внимания нам уделяли в эти дни, сколько добрых слов мы, ветераны, услышали. Когда мы передохнули немного на вокзале, подошли машины, за стеклом каждой из них была табличка «Ветеран». В машину к нам сел сопровождающий нас подполковник».

Всех ветеранов устроили в пятизвездочной гостинице «Золотое кольцо», расположенной в самом центре Москвы. Встречали улыбками и словами: «С праздником! Поздравляем! С приездом!» Как вспоминает Клавдия  Дмитриевна, в первый день было столько впечатлений, что времени смотреть телевизор просто не было. И когда накануне отъезда они его включили, то были приятно поражены. На экране высветилась надпись, начинающаяся словами: «Госпожа Терехова, добро пожаловать в гостиницу «Золотое кольцо».

«Парад! Смирно!»

На следующий день после завтрака к гостинице подошли автобусы, и ветеранов повезли в Кремль, где их пересадили на электрокары, выезжавшие на площадь через Никитские ворота. Все гости должны были предъявить паспорта и пригласительные билеты на парад. Как рассказывает Клавдия Дмитриевна, была организована очень плотная охрана. На Красной площади вдоль трибун, на которых располагались ветераны, охрана в гражданской одежде стояла в два ряда – через каждые два метра стоял человек. Один ряд смотрел в сторону площади, другой – в сторону трибун. На крышах прилегающих к площади зданий особо глазастые могли заметить снайперов.

Ровно в 10 часов утра начался парад. Свыше 16,5 тысячи военных, около 200 единиц боевой техники, а также 143 самолета и вертолета – великолепное зрелище Парада впечатляло. Клавдия Дмитриевна с дочерью сидели в первом ряду, ветеранов постоянно снимали на камеру. «Я сняла шарфик и размахивала им, – улыбаясь, вспоминает Терехова. – Когда мы уезжали в Москву, я своим говорила: «Я вам буду махать! Вы смотрите». Но меня не показали. Внук после парада позвонил: «Бабушка, тебя не показали!» А я ему: «А я так старалась, так старалась!..»

Парад был очень красивым. Чувствовалась эта сила, мощь России: один род войск идет, другой, третий… Я не разбираюсь в технике, но когда она пошла, я слышала массу восхищенных возгласов. Я испытала гордость и радость за Россию, за ее величие. Вот такая она, Россия! Так сложилась наша судьба: у многих живущих в нашей стране две Родины – Латвия и Россия. Родину сравнивают с матерью, но как сравнить матерей? Они ведь обе дороги. Только хочется и Латвией гордиться так же, как Россией».

Когда закончился парад, Президент Путин прошел мимо наших трибун, которые были приподняты над уровнем площади где-то метра на полтора. Его встречали овациями».

А потом был прием у Президента.

В Георгиевском зале

«Георгиевский зал был просто великолепен, – вспоминает ветеран. – Моя дочь Жанна делала очень много снимков. И когда мы зашли в зал, я ее попросила сфотографировать пол — настолько он красив».

Вместе с многочисленными подарками – книгами, юбилейными медалями, дисками песен военных лет, биноклем, настоящим синим платочком, смартфоном, плащ-палаткой и иными фронтовыми мелочами – ветераны на каждое мероприятие получили пригласительные билеты, в которых подробно расписывалась вся программа. Например, в пригласительном на прием к Президенту России было расписано меню банкета, в которое вошли: салат из осетрины с черной икрой, запеченные фаланги крабов, филе лосося с цветной капустой, телячьи щечки с баклажанами, шоколадный торт, вина – шардоне, каберне, «Усадьба Дивноморское». Впрочем, на столах, по словам Клавдии Дмитриевны, помимо вина были выставлены, водка, шампанское, коньяк. В концерте на приеме у Президента участвовали: Тамара Гвердцители, Дмитрий Хворостовский, Иосиф Кобзон, Ренат Ибрагимов.

Клавдия Дмитриевна признается, что очень хотела поговорить с Президентом. Поблагодарить его за то, что Россия помогает всем ветеранам независимо от гражданства. Рассказать о том, что Даугавпилс – пожалуй, единственный город в Европе, где горит Вечный огонь в память о жертвах Великой Отечественной войны. Но не получилось. А вот с Владимиром Вольфовичем Жириновским Клавдии Дмитриевна довелось поздороваться за руку.

Завершая рассказ о своей поездке в Москву, К. Терехова сказала: «Я получила такой заряд бодрости, что даже чувствовать себя стала лучше».

 

31.05.2015 , 12:20

Наталия Салагубова , Газета "Наш Город" от 27 мая 2015 года



Написать комментарий

Я помню д-р К. Терехову красавицей, медленно идущей по поликлинике, никуда не спешащей, не суетящей.. Всегда красиво уложенные волосы.
Статная русская женщина! Думаю, что ей хорошо жилось и работалось в Латвии. Долгих Вам лет мирной жизни.

Тут просят кандидатуру возможного будущего президента Латвии указать в коммментариях...............спросите в американском посольстве,они точно знают.
Вон заставили Парашу сделать Мишико губернатором Одесской области(анекдот блин),так что фамилию президента Латвии они точно знают.

Написать комментарий