Белорусский пример Евросоюзу

фото: belinstitute.eu
фото: belinstitute.eu

Европа задыхается от безработицы, а вслед за ней все больше людей переступают за черту бедности. По данным Евростат, каждый четвертый житель Евросоюза рискует оказаться в нищенских условиях.

Наихудшая экономическая обстановка складывается в Болгарии, Румынии и странах прибалтийского региона. Правда, выход из сложной ситуации все же есть. К примеру, президент Эстонии видит его в поиске работы вне своей страны. По его мнению, у эстонцев появилось «главное благо» - право ехать трудиться в любую страну Европы. Однако возникает справедливый вопрос, смогут ли пока еще благополучные Норвегия, Швеция, Дания и Финляндия, где уровень бедности колеблется между 13 и 16 процентами, принять всех прибалтийских безработных?

Таким вопросом задался доктор экономических наук Владимир Вайнгорт. Ему, как впрочем, и всем проживающим в Эстонии, очень интересно, что же дальше будет со страной. Пересечет ли все население черту бедности или сможет остаться на плаву? Беспокойство за свое достойное существование неотрывно преследует каждого жителя Эстонии. Владимир Вайнгорт по-хорошему завидует белорусам, которые «меньше беспокоятся о завтрашнем дне, чем во многих странах Евросоюза». Об этом экономист пишет в своей недавней статье, опубликованной на одном из эстонских порталов.

«Почему в странах Балтии и на юге Евросоюза в одночасье сдулся строительный рынок, который был двигателем их экономики, а городские пейзажи Белоруссии (несмотря на кризис) полны работающих башенных кранов?» - задается вопросом эстонский экономист. Почему в Белоруссии сохранили собственное сельское хозяйство и промышленность? Ответ прост - «сработала принципиально иная модель развития».

Еще лет пять-семь назад, по мнению Вайнгорта, Эстония и Латвия «оскорбились бы сравнению» с Беларусью. Но удар финансового кризиса все расставил по своим местам, сбив спесь тогдашних «прибалтийских тигров». Дело в том, что Франция, Германия и другие наиболее высокоразвитые страны Евросоюза рассматривают «новобранцев в ЕС» исключительно с позиции новых рынков сбыта своих производств, потому и наблюдается выраженная деиндустриализация молодых участников ЕС. «Эстония и Греция, Кипр и Латвия - автомобили без двигателей. Они могут двигаться только на прицепе», - так комментирует нынешнюю ситуацию Вайнгорт.

По его утверждению, если в Эстонии сохранились хотя бы рыболовецкие и сельскохозяйственные колхозы и автобаза потребительского сельхозобщества, то ситуация сейчас выглядела совсем иначе. «Представьте, и вы получите нынешнюю Беларусь, где тракторный завод выпускает сегодня тракторов больше, чем восемь российских тракторных заводов, где сельское хозяйство полностью обеспечивает потребности страны, где сохранилось ткацкое производство».

Свою точку зрения Владимир Вайнгорт подкрепляет и мнениями одного из самых авторитетных экономистов. К примеру, Михаил Делягин утверждает, что в Беларуси «интересы массы народа для власти важнее, чем интересы капитала. А если там допустили бы либеральные реформы, то безработица стала бы, как в Литве или Латвии». То, что в Беларуси не позволили провести деиндустриализацию, позволило не только сохранить промышленность, но и оставить рабочие места, что обеспечивает перспективы для молодежи. «По данным недавней переписи населения в Эстонии - как рассказывает Вайнгорт - самая здесь распространённая специальность - продавец, а карьера для молодого человека: старший администратор в гостинице, старший продавец и шеф-повар». В Беларуси же среди молодежи лидируют инженерные специальности.

В своей статье Владимир Вайнгорт называет Беларусь «страной, где все иначе» и сетует на то, что в европейских официальных источниках доброго слова о Синеокой и не найдёшь. Экономист Михаил Хазин объясняет этот негативный тон европейских СМИ боязнью сравнения с Беларусью. Мысль о том, что Беларусь может стать примером, скажем для Германии, «будет означать уничтожение разрыва между богатыми. Евросоюз не может допустить, чтобы их модель разрушилась, потому стараются разрушить Беларусь».

Но, похоже, что они просто не успеют это сделать, судя хотя бы по тому, что доверие самих европейцев к Евросоюзу сильно подорвано.


Написать комментарий