Памятник любви Амалии и Александра

Фонтанов в Риге немного, всего семь. Самый таинственный из них - фонтан Верманского сада. По одной из версий он связан с грустной историей любви императора и придворной фрейлины.


Он установлен в Верманском саду


Фонтан Верманского сада венчают фигуры двух дерущихся проказников. Ниже среди рыб и черепах расположены фигуры еще четырех сидящих детей – трех мальчиков и девочки. Обычно же на фонтанах того времени устанавливали фигуры премиленьких пухленьких обнаженных ангелочков. Здесь же дети одеты, у каждого свой характер.

Другая особенность – это дельфинчики. Обычно дельфинов размещали в дворцовых фонтанах – они служили намеком на принадлежность ангелочков к царской крови. Дело в том, что по-французски «дельфин» произносится как «дофин», то есть наследник. На каких наследников может намекать рижский фонтан, изготовленный в 1978 году советским латышским архитектором М. Лукажой?

- Нынешний фонтан – это копия более старого фонтана, некогда стоявшего напротив колоннады большого ресторана, – рассказала «Часу» историк Ольга Дорофеева. – Прежний был установлен в 1869 году – через четыре года после того, как второй сын Александра II, Александр Александрович, был объявлен наследником российского престола. Дельфины могут быть намеком на грустную историю любви императора и ее плоды – трех мальчиков и девочку.

История любви великого князя Александра Александровича и Амалии Флейшрод из бедного рода балтийских немцев малоизвестна. Точных свидетельств, собирался ли великий князь жениться на рижанке, подобно тому, как это в свое время сделал Петр I, нет, сказала Ольга Дорофеева. Женился же он, как известно, не на Амалии Флейшрод, а на датской принцессе.

Первоначально предполагалось, что она станет женой цесаревича Николая, старшего брата Александра III. Именно Николай должен был стать русским царем, но в 1865 году заболел и умер на лечении во Франции. Перед самой кончиной он взял руку своей невесты, датской принцессы Дагмары, и, вложив ее в руку брата, проговорил: «Оставляю тебе тяжелые обязанности, славный трон, отца и невесту, которая облегчит тебе это бремя». Через полтора года после скорбного события дочь датского короля Христиана IX принцесса Дагмара отреклась от лютеранской веры, приняла православие и стала Марией Федоровной. А спустя еще 14 лет супруги взошли на престол.

Амалию Флейшрод выдали за адъютанта нового наследника трона Рейнгольда. Супружеская жизнь Рейнгольдов не была слишком счастливой, и через несколько лет супруги расстались. Ее бывший муж вместе с наследником отправился сражаться с турками и пал в одном из боев.

Красавица Амалия вместе детьми переехала в Ригу, приобрела здесь большой дом на нынешнем бульваре Райниса, 21. Госпожа Рейнгольд располагала значительными средствами. У нее были лошади, кареты, причем несколько карет и саней были привезены для нее из Петербурга, она держала целый штат служащих. Однако несмотря на это, жила замкнуто, приемов не устраивала и в рижском обществе не появлялась. Ее часто навещал тогдашний лифляндский губернатор. Отец же ее детей лишь только раз посетил ее в Риге – еще будучи наследником.

Все три сына Амалии – Фридрих, Александр и Константин – были поразительно похожи на Александра III, вели довольно праздную жизнь и умерли бездетными, завещав свое немалое состояние детям своей сестры. Возможно, их бездетность – следствие родства с российской императорской фамилией – бастардам браки были запрещены.

22.09.2005 , 11:07

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий