«Газпром» пригласили в суд Техаса

Аналитики считают, что за иском американской компании стоят представители Group Menatep

Малоизвестная американская компания Moncrief Oil International подала иск против российского газового гиганта Газпром, требуя от него долю в Южно-Русском месторождении или несколько миллиардов долларов компенсации. Эксперты не исключают, что за американской компанией могут стоять акционеры ЮКОСа, пообещавшие бороться с российскими властями и госкомпаниями всеми доступными способами.



Дележкой довольны не все
Запасы газа Южно-Русского месторождения оцениваются более чем в 1 трлн. куб. м, из них доказанные — в 700 млрд. куб. м, извлекаемые — в 500 млрд. куб. м. Месторождение является сырьевой базой для Северо-Европейского газопровода (СЕГ), который, как предполагается, пройдет через акваторию Балтийского моря от Выборга до побережья Германии и далее до Великобритании.
Газпром и германский химический концерн BASF AG подписали соглашение, предусматривающее вхождение компании Wintershall AG (100-процентное дочернее предприятие BASF) с долей в 50% минус одна акция в проект по разработке Южно-Русского месторождения. Соглашение также предусматривает увеличение доли Газпрома в совместном предприятии по сбыту газа в Европе — Wingas GmbH — с нынешних 35 до 50% минус одна акция. В свою очередь Wingas получит 50% минус одну акцию в проекте по строительству СЕГ.
Вчера же оказалось, что с таким распределением долей в капитале оператора Южно-Русского месторождения согласны не все. Так, американская компания Moncrief Oil International, Inc. пытается доказать в Федеральном суде Северного округа штата Техас свои права на участие в разработке месторождения. Как говорится в официальном заявлении компании, “Moncrief Oil стремится восстановить свои права на Южно-Русское месторождение и/или на Севернефтегазпром, либо получить денежную компенсацию убытков на сумму до нескольких миллиардов долларов за прошлые и будущие периоды”.


Месть за Юганскнефтегаз?
О каких именно правах, которые стремится восстановить американская компания, идет речь, не смогли ответить ни юрист Газпрома, ни один из экспертов. По данным пресс-службы Газпрома, Moncrief Oil не имеет каких-либо документов, подтверждающих ее права на разработку Южно-Русского, и не входила в альянсы ни с одной из компаний, занятых в разработке. Как отмечает издание RBC daily, размеры компании просто не позволяют ей принимать участие в столь грандиозных проектах, требующих многомиллионных вкладов. До сих пор интересы Moncrief Oil не пересекали границы США, не считая участия в разведочных работах на Ближнем Востоке и в Африке.
В связи с этим эксперты практически уверены, что Monсrief Oil выступает с иском не от своего имени, а представляет интересы каких-либо третьих лиц. “Не исключено, что за Moncrief Oil стоит не кто иной, как Group Menatep, представители которой пообещали мстить всем и вся за потерянный Юганскнефтегаз. По крайней мере, в пользу этой версии говорит тот факт, что дело было инициировано в США”, — сказал RBC daily начальник аналитического отдела ФК Мегатрастойл Александр Разуваев.


Шансов практически нет, но…
По мнению специалистов, у Moncrief Oil практически нет шансов выиграть дело. Правда, это не значит, что Газпром отнесется к иску несерьезно. “Не исключено, что в качестве обеспечительной меры по иску будет наложен арест на те или иные активы Газпрома, — рассуждает юрист ИК Проспект Эльдар Назмутдинов. — Это существенный риск для компании: как косвенно показывает практика, опасность ареста по решению американского суда является очень сильным козырем в спорах с Газпромом”.
Юрист считает, что российский газовый монополист отнесется к иску со всей серьезностью и будет долго и скрупулезно изучать претензии американцев. “Однако для меня сомнительно, что подобная обеспечительная мера будет принята. Более того, даже если в свое время между компаниями и было подписано то или иное соглашение по Южно-Русскому месторождению, которое Газпром якобы не хочет выполнять, требовать компенсации потерь будущих периодов — это очень нестандартный ход, находящийся вне рамок действующей практики. Фактически речь идет о шкуре неубитого медведя. Если Moncrief Oil и удастся доказать свою правоту, то максимум, что она получит, — это выплаты в счет непосредственных убытков, связанных с разрывом соглашения. Поэтому опасность многомиллиардных компенсаций Газпрому, скорее всего, не угрожает”.

15.07.2005 , 11:04

Телеграф


Написать комментарий