Михаил Губин: Письмо на тот свет 1

фото mixnews.lv
фото mixnews.lv

Намедни я узнал о конкурсе, объявленном весьма представительными организациями - «Даугавас Ванаги», Объединением свободных латышей мира, а также Музеем оккупации, Латвийским государственным архивом, Информационным бюро Европарламента в Риге, Государственным центром образования и государственной гимназией города Талсы

На специальном сайте определены цели конкурса: ознакомиться с движением ненасильственного сопротивления оккупации Латвии в 1945-1991 годах, осознать государственническую идею 18 ноября и события Третьей Атмоды и быть для Латвии и латышского народа.

Там много ещё чего написано, в том числе и о ценных призах, но мне это не светит. Потому что участвовать в конкурсе приглашаются школьники 9-12 классов. А также учащаяся и работающая латышская молодёжь до 25 лет.

Я, как узнал о названии конкурса, так сразу вспомнил комсомольскую юность, юбилейные вахты и торжественные клятвы павшим борцам революции.

Объявленный конкурс называется «Письмо Гунару Астре» и приурочен к 80-летию этого выдающегося правозащитника и узника совести, скончавшегося в 1988 году. То есть, письмо предлагается писать на тот свет. Объёмом 2-4 страницы на компьютере, по 1800 – 2000 букв на одной странице. Победившие сочинения будут размещены в прессе и интернете.

Столько букв я не потяну. А разместить и сам могу. Поэтому решил участвовать в конкурсе, так сказать, вне зачёта. И быть кратким.

Итак, моё письмо Гунару Астре.

«Дорогой Гунар Ларионович! Как там у вас? Спешу сообщить, что у нас тут всё хорошо.

Может быть, вы не знаете, но вас тут помнят и чтут. Вашим именем назвали улицу в Риге, в Пурвциемсе, недалеко от завода ВЭФ, где вы когда-то работали. А на этой улице в честь вас назвали офисный центр и целый небоскрёб – «Астра Люкс». Может быть, в нем когда-нибудь и раскупят все квартиры. Но все равно, вы ведь и представить себе такого не могли, правда?

С радостью сообщаю вам, что нынешний президент Латвии – ваш коллега. Тоже радиотехник и борец за независимость Латвии. Правда, он работал на другом заводе. И вообще, боролся хитрее. Не сидел, как вы, 19 лет в ГУЛАГе, а вступил в КПСС, сделал карьеру, вступил в Народный фронт, стал депутатом и уж потом проголосовал за независимость.

Да, вам, наверное, уже сообщали, что Латвия стала независимой. Таким образом, исполнилась ваша мечта, выраженная в вашем знаменитом Последнем слове на суде 15 декабря 1983 года. Помните, вы говорили: «Мне больно, я чувствую себя униженным, когда вижу, что за огромными и яркими буквами высоко над заводом «Страуме», за фасадами производственных объединений ВЭФ и РЭЗ скрывается все только русское: распоряжения, приказы, информационные надписи, лозунги, техническая документация — все по-русски»?

Так вот, спешу вас обрадовать – и этих, и других заводов больше нет. И значит, ничего русского там не осталось. И в гипермаркете, что открылся на месте вашего завода, нет никаких русских информационных надписей, я проверял. В общем, можете спать спокойно.

Порадую вас и тем, что все вопросы, которые вы поднимали и за которые вас преследовали, по прежнему очень актуальны: и пакт Молотова — Риббентропа, и оккупация. Тогда это замалчивали – сейчас все об этом только и говорят, уже 20 лет. Только сейчас хотят наоборот – сажать за отрицание советской оккупации, а не как вас.

Кстати, и в России тоже произошли большие перемены. Помните, вы ещё в 1972 году говорили своим солагерникам: «Россия должна потерпеть тяжелое поражение, чтобы прийти в себя»? Вот так примерно всё и случилось. И ваш единомышленник академик Сахаров в России теперь в почёте. Его именем тоже улицы названы, музей есть. Правда, Россия оккупацию Латвии не признает. Но латыши верят в победу. Совсем как вы.

В общем, все у нас вроде бы хорошо. Благодаря вам, страна обрела свободу, улицы в Риге все обратно переименованы, как вы мечтали, латышский язык – государственный, высшие чиновники – все латыши.

Только вот почему-то рождаемость падает, население вымирает или уезжает за границу на заработки, кризис и консолидация бюджета совсем замучили. Вот вы многое предвидели, но ничего не говорили тогда, в 1983 году, что так будет. Вы говорили, что главное – красно-бело-красный флаг вернуть. Вернули. А дальше что?

Но одно вы правильно указали: «Наш народ много страдал, поэтому научился и перетерпит и это тёмное время». И вот еще: «Я верю, что это время исчезнет, как страшный сон».

Золотые слова! И ведь нисколько не устарели».


Написать комментарий

Ironija nevietā.