А в остальном, прекрасная маркиза…

У премьера созрел план выхода из тупика в отношениях с Россией

Премьер Айгар Калвитис, можно сказать, вышел сухим из воды. Несмотря на то что во вторник президент Латвии обвиняла его в создании тупиковой ситуации с подписанием договора о границе с Россией, он вновь сумел вывернуться. Калвитис заверил Вайру Вике-Фрейбергу в том, что у него есть план, как заключить злополучное соглашение.



Союз нерушимый
Выйдя к журналистам после 45-минутной беседы с Вайрой Вике-Фрейбергой, Калвитис выглядел довольным. Судя по всему, ему удалось убедить президента в том, что нет никаких разногласий в стройных рядах партнеров по коалиции — там царит только единодушие. Да и с договором проблем не будет — уже есть конкретный план действий.
Оба заявления вызывают серьезные сомнения. Ведь правящие Союз “зеленых” и крестьян (СЗК) и Латвийская первая партия (ЛПП) сделали несколько публичных призывов отозвать идущую в комплекте с пограничным соглашением одностороннюю декларацию. По словам же Калвитиса, в коалиции все спокойно: мнение относительно договора, а также разъяснительной декларации едино. У отдельных депутатов может быть свое мнение, и “в трудный момент могут возникнуть сомнения”, но это ведь всего лишь отдельные люди. Глава Кабинета министров отметил, что не получал каких-либо письменных подтверждений тому, что кого-то из коалиционных партнеров не устраивает правительственный курс улаживания отношений с Россией. То есть, как выразился сам премьер, “зеленые” “такую проблему не заявляли”.
У правительства, по мнению Калвитиса, нет даже причин дискутировать по поводу отзыва декларации. Хотя Россия постоянно оказывает на правительство давление. Тем более что вчера он встречался с СЗК, и “зеленые крестьяне”, не имея своего решения проблемы, пошли на попятную, согласившись поддерживать предложение премьера.


Все элементарно!
В чем же заключается предложение Айгара Калвитиса, которое будет изложено в плане действий? Договор о границе должен соответствовать латвийскому законодательству, поэтому перед подписанием его нужно отдать на доскональный анализ в Конституционный суд и таким образом доказать: отвечает он или нет 3-й статье Сатверсме. И уже в зависимости от решения суда принимать дальнейшие действия. Тем более что ровно через 10 дней будет готов новый законопроект, который даст право суду (чтобы не организовывать референдум) оценивать пограничный контракт и его соответствие Конституции.
Иными словами, деятельный премьер убедил Вике-Фрейбергу, если не в наличии хорошего плана, то в возможности влиять на решения коалиции. По словам пресс-секретаря президента Айвы Розенберги, Вике-Фрейберга ждет от правительства практического результата и будет самолично следить за развитием вопроса и поддерживать диалог с премьером. Таким образом, Калвитису дали понять, что вера верой, а контроль превыше всего. Конкретные сроки в разговоре двух высокопоставленных лиц государства не звучали. Но Розенберга заметила, что если премьерский план провалится, то будет новая ситуация. Вот тогда уже возможны сюрпризы.




Прямая речь


Айгар Калвитис: “Мы не отзовем декларацию…”


— Могут ли разногласия правящих партий относительно договора о границе привести к расколу коалиции?
— Это слишком преувеличенные опасения, что у коалиции нет единого мнения. Мы еще в понедельник на коалиционном совете выяснили: все партии видят ситуацию одинаково, и это видение правительство одобряет. Пока я не видел ни одного письменного или устного подтверждения, что у кого-то есть другие мысли. У нас единое мнение и единый план действий.
— И в чем план заключается, за исключением того, что договор надо подписать?
— В первую очередь, государству нужно работать в рамках тех законов, которые есть. Нельзя не соблюдать Конституцию. Декларация отвечает тем юридическим нормам, которые действуют в нашем государстве. Мы не видим причин для снятия ее с повестки дня и не будем отзывать этот документ только из-за давления России или из-за того, что кто-то чего-то опасается.
— Но Союз “зеленых” и крестьян хочет отложить декларацию и вернуться к ней только при ратификации договора в Сейме…
— Нет ни одного прецедента, когда при ратификации у декларации было бы какое-то значение. Договор может противоречить Конституции, и правительство не может взять на себя ответственность такой документ подписывать. Поэтому если кто-то индивидуально высказывает такие мысли, правительство

26.05.2005 , 11:08

Телеграф


Написать комментарий