Громкие колокола памяти 3

Фото автора
Фото автора
В воскресенье, в Погулянке у мемориала 15 тысячам даугавпилсским евреям, расстрелянным с июня 1941 года по май 1942 года гитлеровцами и их местными приспешниками, состоялся традиционный траурный митинг.

Он проходит в день, когда Латвия отмечает память сожженных заживо в рижской синагоге нескольких тысяч евреев только потому, что были евреями. Они были не первыми и не последними жертвами геноцида, рожденного гитлеровским национал-социализмом: во время Второй мировой войны фашисты обрекли на смерть шесть миллионов евреев Европы, что стало трагедией, названной Холокостом.

В Погулянке расстреливали узников гетто, находившегося в предмостном укреплении, где теперь тюрьма. Более двадцати тысяч человек было уничтожено, и только 18 остались в живых. Они и рассказали миру о том, каким издевательствам подвергались мирные люди: дети всех возрастов, включая младенцев, которых во время акций насаживали на штык или брали за ноги и разбивали головы о стены, не выходя из гетто, прямо на глазах матерей. Оставшихся в живых вели в Погулянку, где их ждали выкопанные военнопленными рвы. Расстреливали точно по инструкции, группами, предварительно заставив раздеться и сложив отдельно верхнюю одежду от нижней. Жители домов, стоявших неподалеку свидетельствовали, что массовое истребление продолжалось до последнего узника гетто. Количество уничтоженных даугавпилчан-евреев значится на памятном камне – 15 тысяч человек.

На траурном митинге зачитывались показания оставшегося в живых Семена Шпунгина. Он был ребенком, которому удалось спастись, оставшись в городе, куда водили на работу, и не вернувшись в гетто. Внешне похожий на татарина, мальчик скитался по хуторам, где ему давали временный кров и кормили. О пережитом журналист написал несколько книг, став студентом Московского университета благодаря писателю Илье Эренбургу. Иначе его не брали – из-за национальности.

Отрицатели Холокоста, какие есть и в Латвии, собравшиеся было отмечать 1 июля вступление фашистских войск в Ригу, могут ознакомиться с показаниями оставшегося в живых Шауля Перельмана. Он был на митинге и рассказал о том, как его спасла работавшая в семье нянькой Мария Чибеле. Они жили в сохранившемся до сих пор доме N48 на улице Ригас. Отец, мать и сестра были арестованы, а шестилетнего Шауля няня оставила у себя, доказывая полицейским при очередной облаве, что Шауль – ее родной сын. И показывала свидетельство о рождении своего сына, который умер, но об этом знали только близкие родственники. Мальчишку брали на допросы, били, но он стоял на своем – его мама Мария Чибеле, рассказывал о польской семье, о костеле, потому что рос вместе с кровным ребенком Марии.

- После войны ее след затерялся, и с тех пор я ищу Марию, которая признана правительством Израиля праведником мира за мое спасение, – говорит Шауль Перельман. – К сожалению, уехав на свою этническую родину, я потерял связь со спасительницей и теперь ищу ее саму или ее родственников. Попросил помощи у председателя Думы Яниса Лачплесиса и вице-мэра Риты Строде, обращаюсь к горожанам с просьбой о любой информации о Марии Чибеле.

Прозвучала поминальная молитва по невинно убиенным. С краткими эмоциональными речами выступили мэр города  Янис Лачплесис, руководитель еврейской общины Блюма Рейне. Звучала скрипка. К главному камню мемориала были возложены цветы от горожан, а также от тех, кто приехал в родной Даугавпилс из Германии, США, Израиля.

05.07.2010 , 07:36

Владимир Рудой, gorod.lv


Написать комментарий

соболезнование

Мне интересно, пришли ли латышские легионеры и покаялись ли перед этими людьми за зверства, свершенные перед ними и их родителями. Уверен, что нет. :(

Аноним: Мне интересно, пришли ли латышские легионеры и покаялись ли перед этими людьми за зверства, свершенные перед ними и их родителями. Уверен, что нет. :(

пока легионеры ходят 16 марта и отмечают 1 июля, то покаяние от них не дождётся еврейский народ, да и другие, которые пострадали от их карательных акций . Даже во аремя войны многие оккупированные государства запретили казнить евреев на своей территории , а Латвия дала согласие . Казнили не только своих, но и ввозили из других мест евреев на казнь в Латвию . Каяться должны не только легионеры , но и те, кто давал на это согласие . Ныне за них должны люди правительства Латвии .

Написать комментарий