ЗАГСы — лучшие друзья влюбленных

С сегодняшнего дня жениться или выйти замуж в Латвии станет проще

Люди стали реже вступать в брак, и это не новость. Но государство, наконец, заметило нехорошую тенденцию и пошло влюбленным навстречу, изменив некоторые законы.

Работа не для равнодушных

Виктория Панько на своем веку связала судьбы тысяч молодоженов. Бывало, пора заходить в зал бракосочетаний, а она сама волнуется, будто новобрачная.
— Пары встречались на удивление разные, — вспоминает она сегодня. — У одной невесты слезы текут ручьями, а другая стоит с отстраненным лицом. И еще жвачку жует.
Поскольку госпожа Панько хорошо помнит, как переживала на собственной свадьбе, для каждой пары она старалась найти особые слова. За это молодые Викторию любили и хвастали перед знакомыми: “Ой, нам такая душевная регистратор попалась!” Теперь госпожа Панько уже лет пятнадцать как в свадьбах не участвует. У нее дело посерьезнее — руководить Отделом записи актов гражданского состояния Рижской думы. Руководить тоже непросто, поэтому Виктория иногда вспоминает прежние времена. Говорит, что двадцать лет назад регистрация походила на конвейер. Ежедневно работницам каждого филиала ЗАГСа приходилось парадно встретить и проводить по сорок-шестьдесят пар.
— Рекорд по количеству браков Рига поставила в 1984 году, когда в столице расписалось 8700 молодоженов. Ради интереса я данные в тетрадочку выписываю, — объясняет госпожа Панько и листает страницы. — А вот в 2004 году, для сравнения, мы зарегистрировали всего 4186 молодых пар.
Беда, считает руководитель ЗАГСа, в забвении настоящего значения семьи. Молодежь выросла на понятиях свободной морали. Она думает, что проживет и без официальной регистрации. Да ладно бы только регистрация! Молодые люди воображают, что вовсе не нуждаются в семье: сошлись, родили, разбежались… Разве это дело?
— Сама я замужем сорок лет, — рассказывает Панько. — И семья у меня — что надо. Юбилей будем праздновать вместе с детьми и внуками. Не будь своего гнезда, не вынести бы и работы в ЗАГСе! Помню, поженишь тридцать пар, закроешь двери, а в голове — пустота. Спасало возвращение домой и общение с родными.
— Может, не надо принимать все близко к сердцу?
— Надо. Даже необходимо! Равнодушный человек в ЗАГСе работать не может.

Справок станет меньше
Госпожа Панько рассказала Телеграфу, что 7 апреля вступили в силу поправки к Гражданскому кодексу, которые круто изменят жизнь всех желающих соединить свои судьбы по закону.
— Теперь молодожены имеют право регистрировать брак в любом отделении ЗАГСа. Таких отделений, включая волостные, у нас около 500. Конечно, в столице из-за этого станет больше свадеб, чем раньше. Люди из глубинки часто работают в Риге, поэтому и заключать брак им удобнее здесь, а не по месту прописки, как полагалось раньше.
Второе изменение освобождает жениха и невесту от бумажных хлопот. Теперь при подаче заявления в ЗАГС не нужно представлять свидетельство о рождении. Эта норма прежде очень огорчала людей, которые родились в других республиках СССР. У многих свидетельства не сохранились, им приходилось делать запрос в архив родного города. Если бумага не находилась и там, то правду приходилось доказывать через суд. Кто выдержит такие мытарства?
Но госпожа Панько не считает поправку таким уж безусловным благом. Раньше запись свидетельства о рождении сохранялась в архиве ЗАГСа и дети могли воспользоваться документом, например, для доказательства наследственных прав. Теперь женитьба сделалась доступнее, это точно, зато не стало прежнего порядка в бумагах.
С 7 апреля в ЗАГСах не потребуют и справок о состоянии здоровья жениха и невесты. Эта новость — тоже палка о двух концах. С одной стороны, влюбленный человек не станет расспрашивать свою половинку о болячках, и с этой точки зрения справка — вещь нелишняя. С другой, чиновники давно получали жалобы, что вожделенные справки выдают в любом медицинском центре (не исключено, что даже за взятки). Поэтому бумаги было решено упразднить.
А как раз сегодня — 15 апреля — вступают в силу поправки и к Закону об актах гражданского состояния.
— Если до сих пор житель Латвии, желающий вступить в брак за границей, должен был получать справку о гражданском состоянии в ЗАГСе, то теперь ему прямая дорога в отдел Управления по делам гражданства и миграции. Прежде бумагу выдавали лично жениху и невесте. С 15 апреля на запрос имеют право их родственники.

Клявиня плюс Озолс

После изменения в законах уладилось дело с двойными фамилиями. Раньше супруг имел право присоединить фамилию своей половинки в определенном порядке. Например, муж Клявиньш, женившись на Ивановой, становился Клявиньшем-Ивановым. А его жена, соответственно, величалась с тех пор Ивановой-Клявиней. Теперь комбинировать фамилии можно в произвольном порядке. Это позволит обоим супругам иметь в паспорте аналогичные записи.
— Но брать “приставку” разрешается только людям с “одинарной” фамилией, — замечает Виктория Панько. — То есть Абола-Аболтиня, вступая в брак с Озолсом, уже не сможет принять фамилию мужа в качестве дополнительной. Что касается права сохранения прежней фамилии или права мужа взять фамилию жены, и наоборот, все остается по-прежнему.

Что в имени твоем?

Прогресс в деле регистрации актов гражданского состояния, как видите, на месте не стоит. Но не всегда он делает нашу жизнь удобнее. Скажем, раньше записи делались от руки, не спеша и вдумчиво. Пока регистратор возился с бумагами, у молодоженов оставалось время подумать о своем решении, а у родителей, которые пришли зарегистрировать новорожденного, — еще раз оценить выбранное имя для малыша. Теперь все сложнее. По крайней мере, с именами.
— Для удобства родителей мы организовали регистрацию детей прямо в Рижском роддоме. Узнав об этом, папы и мамы торопятся выбрать крохе имя, а дома, бывает, передумывают. Но жаловаться обычно уже поздно. Теперь имя новорожденного сразу вносится в электронный архив, и вымарать его или изменить можно лишь по особой процедуре, — предупреждает торопыг Виктория Панько. — Родители вправе сделать это до девятилетия ребенка, написав заявление в ЗАГС. Но маме с папой еще придется доказать, что фактически они зовут малыша иначе, чем это записано в его документе.
Процедура не из простых. Поэтому, прежде чем давать новорожденному имя, хорошо подумайте. Не пополнит ли оно коллекцию курьезов, которую собирает в старенькой тетрадке Виктория Панько? Здесь уже имеются имена вроде Наоми, Кения, Дантис, Ози, Дуда, Джигунда. Недавно родители, несмотря на все уговоры, назвали дочурку Татьяналюбелой.
Особенно регистраторам запомнился мальчик, которому дали имя Мария-Язеп. Благочестиво, но… Нет никакого шанса, что по достижении шестнадцати лет подросток не придет в ЗАГС с заявлением: “Прошу изменить мое имя по причине неблагозвучности”. А что? Имеет право.

15.04.2005 , 11:59

Маргита СПРАНЦМАНЕ


Темы: ,
Написать комментарий