И исчезают могилы наших предков 2

Кладбища - часть нашей истории. Погребальные сооружения - последние страницы в биографии людей, приносивших некогда пользу, дерзавших ради будущего. Погосты - не только место упокоения. Мы знаем, что это еще и место будущего воскрешения. И крест - не символ смерти, но символ победы над ней. Воровать кресты с кладбищенских могил с целью наживы - верх невежества и большой грех. Но памятники могут разрушаться не только по чьей-то злой воле. Вода точит камень, а время забирает нашу память.

Интерес к старым кладбищам проявляют историки, скульпторы, фотографы и даже поэты. Все они едины в одном – возродить и привить обществу культуру памяти. Многое в этом направлении делается и сотрудниками музеев. Вот что рассказала изданию “СейЧас” заместитель директора Даугавпилсского краеведческого и художественного музея Людмила Жилвинская:

- Проект по изучению старых кладбищ и памятников осуществляется нами с 2007 года. За это время обследованы Гарнизонное, православное, старообрядческое, католическое и лютеранское кладбища, сделано 2585 дигитальных снимков. Памятники, вызывающие особый интерес, снимались в разных ракурсах. Самые старые из них относятся к середине XIX века. Таким образом, экспедиция охватила около 1500 памятников, информация о которых вошла в специальные списки, содержащие также сведения об их местонахождении. За всю историю музея такие работы осуществляются впервые.

Для сохранения старинных кладбищ многое было сделано О.Корниловой, членами Русского общества Латвии, ныне покойным А.Ковалевым-Кривоносовым. К сожалению, не все их старания увенчались успехом. Ясно одно – необходимо сохранить хотя бы часть старых кладбищ как культурно-исторический комплекс. Особенно это касается участков кладбищ вокруг храмов. Известно, что кладбища вошли в состав церковных учреждений еще в IV веке. Согласно древним церковным правилам, запрещалось хоронить умерших в храмах и даже в пределах церковной ограды. Но в практике Русской Православной Церкви отдельные случаи подобного рода допускались. Сначала дозволено было погребение здесь епископов, а позже, с разрешения епископа и других лиц – честных и непорочных священнослужителей, строителей и благоустроителей храма. Никто, кроме младенцев, не может быть погребен ни внутри алтаря, ни между алтарем и амвоном – только от амвона до паперти и в пределах ограды церкви.

На православном кладбище, справа от аллеи, ведущей к церкви, находятся белые мраморные памятники умершим детям. Читаем на них: Галюся, Генечка Дуплер… Таких памятников остались единицы. Представить, как они выглядели изначально, можно на примере восстановленного памятника П.Ф.Дубровину.

Здесь же, на центральной аллее, семейный склеп Савковых. Этот склеп – единственный, сохранившийся на православном кладбище, представляет интерес как произведение малой кладбищенской архитектуры. Н.К.Савков – гласный думы, редактор и издатель газеты “Двинская мысль” (1907-1915). В конце 20-х годов – ответственный редактор “Двинского голоса”. С 1930-1934 гг. – заведующий Даугавпилсским отделением республиканской газеты “Сейчас”.

Справа по аллее могила купца и общественного деятеля Пимена Крымова – отца писателя В.Крымова; далее памятники П.Дубровину, семейству Митрофановых, Стефана Купалова – протоиерея, священника Липинишской церкви, много сделавшего для просвещения деревенских ребятишек. Рядом с храмом – могила священника Федора Румянцева, расстрелянного большевиками в 1919 году.

Слева по центральной аллее памятник врачу Ивану Добычину – отцу писателя Л.Добычина. Уникален памятник Игорю Орлову с его барельефным портретом. Здесь же, на семейном участке, находятся два памятника Шатровых. Дмитрий Шатров – купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин города, городской голова (1859-1862). Сегодня на этом участке сохранились только могилы его жены и сына. Памятник на могиле жены уникален. Представляет собой колонну с жертвенником. Еще недавно рядом находился цоколь памятника из белого мрамора, предположительно памятник был установлен на могиле самого Д.Шатрова. К сожалению, сегодня он утрачен, и скоро никто не узнает, где был похоронен бывший глава городского самоуправления и благотворитель, много сделавший для своего города.

За храмом – могила купца Федора Шелегова, бывшего гласного думы, являвшегося также крупным жертвователем. За храмом же находится восстановленная могила Гагельстрома. Средства на восстановление памятников найти почти невозможно. Так не лучше ли уделять больше внимания их своевременной охране и сохранению? На православном кладбище остался единственный уникальный памятник в готическом стиле, но он весь проржавел и требует мероприятий по защите.

На наш взгляд, центральная аллея должна быть сохранена как единое целое.

На всех старых кладбищах можно найти памятники в виде дерева с обрубленной вершиной и усеченными ветвями, которые создают горестное и трагическое ощущение погубленной жизни. На старообрядческом кладбище такой памятник установлен предпринимателю Якову Балабкину. У иудеев же он символично говорит о том, что умерший не оставил сыновей.

На Гарнизонном кладбище сохранилось два склепа. Один, рядом с церковью, – очень красивый, но ему грозит полное уничтожение, если в ближайшее время не будут приняты соответствующие меры. Старожилы утверждают, – здесь похоронен сын купца М.Чукасова, пожертвовавшего деньги на храм. На Гарнизонном кладбище сохранились могилы офицеров, служивших в Динабургской крепости. Это генералы В.Биркин, В.Туношевский; рядом с храмом на высоком постаменте – белый мраморный памятник К.Голеевскому (1876), человеку, о котором, по сути, ничего не известно. Жалкое зрелище представляет памятник генерал-майору Р. фон Миллеру, упавший на землю и заросший кустами.

Сильно накренился памятник на могиле настоятеля Динабургского крепостного собора Константина Дорошкевича. Кто-то подпер его жердью, но разве это выход?

Ощутимо пострадало и лютеранское кладбище. Даугавпилсская дума планирует установить здесь памятник городскому голове Пфейфферу, место могилы которого сейчас определить не представляется возможным. На лютеранском кладбище есть памятники, представляющие художественную ценность, но кто захоронен под ними – остается загадкой. Например, памятник с ангелами или другой – с лирой. На лютеранском кладбище похоронены отец Я.Райниса – Кришьянис Плиекшанс, художник К.Муделис, композитор Ю.Розитис, пастор Ю.Бюттнер и др. Сохранились два памятника в виде портиков, фрагменты замечательных по красоте ограждений, теперь уже немногочисленные кресты.

На старообрядческом кладбище обращают на себя внимание памятные стелы, выполненные искусными мастерами-камнерезами. Все стелы разные, для каждой характерны свои неповторимые черты.

С грустью мы созерцали запустение на месте захоронения Горшановых-Васюковых. Марфа Трофимовна Васюкова, в девичестве Горшанова, в годы Первой мировой войны была сестрой милосердия. Это был человек цельный и талантливый. В Новостроенском старообрядческом храме находятся две иконы, вышитые ее руками.

За некоторыми могилами на католическом кладбище ухаживает Польское общество. Например, за памятниками А.Болейшо, бывшего владельца гостиницы, расстрелянного в 1919 году во время Красного террора; издателя и общественного деятеля Л.Якубовича; директора Польской гимназии Я.Мачиньского; бывшего смотрителя кладбища Р.Борейко и др. В прошлом году в музее действовала популярная программа для школьников “На улочках старого города”. Ребята могли познакомиться с обувной мастерской, городским салоном мод, посидеть в кафе “Францис”. Но сотрудники музея и предположить не могли, что в этом году при исследовании католического кладбища они натолкнутся на могилы Вилиса Кребса, который держал “скоропочинную” мастерскую обуви; хозяйки модного салона Эмилии Матисоне; предпринимателя Франса Шкленика – ему принадлежало кафе “Францис”. До этого момента музейщики располагали лишь именами этих людей, обнаруженными в путеводителе по городу тех лет.

Интерес представляют необычные надгробия в виде саркофага с горельефом. Здесь сохранилось много крестов. Поражает мастерство высококлассных мастеров чугунного литья. Ажурные кресты и кресты с цветочными мотивами в 30-е годы XIX века изготовлялись на заводах в Каунасе, Риге, Лиепае, Санкт-Петербурге.

Пока нет возможности составить список всех лиц, чьи памятники необходимо сохранить. Это требует большой поисковой и исследовательской работы. Однако создание такого списка совсем не означает окончание исследовательского процесса, при котором вскрывается огромный пласт истории города. Работа обязательно будет продолжаться и в будущем. Под каждой могильной плитой – частица ушедшего, хотя у некоторых представителей нашего общества отсутствует почтительное отношение к могилам предков. Со многих могил украдены чугунные памятные кресты – срезаны под корень. В 80-е годы прошлого века на даугавпилсских кладбищах проводил фотофиксацию известный исследователь А.Антейнс, благодаря чему сегодня мы можем иметь представление о том, как выглядели многие чугунные памятники. Некоторые из них уже уничтожены вандалами или пострадали от времени.

15 сентября 1981 года было принято решение Даугавпилсского горисполкома о ликвидации безнадзорных могил на кладбищах. К нему был приложен пофамильный список умерших, памятники которых (многие и многие) оказались на грани уничтожения. К счастью, это решение не было выполнено до конца, и сегодня у нас еще есть возможность позаботиться о могилах предков. Цель экспедиций Даугавпилсского краеведческого и художественного музея – привлечь внимание к бедственному состоянию исторических некрополей: лютеранского, католтического, православного, старообрядческого и других кладбищ города. Невозможно воспитать у молодежи чувство патриотизма к родине без воспитания уважительного отношения к ее прошлому – в частности, к памятникам.

Жанна ЧАЙКИНА

19.12.2008 , 10:04

"Сейчас"


Написать комментарий

Большенство русских фамилий и это 19 век. А Латвии 90 так кто ОКУПАНТ?

Не очень кросиво поступают!!!

Написать комментарий