Анестезия долга или Как остановить гуманитарную катастрофу 4

Несмотря на жару, депутаты сейма из народно–хозяйственной комиссии решили провести экстренное заседание, чтобы обсудить ситуацию с заемщиками ипотечных кредитов. "Если мы не соберемся сегодня, в летнюю жару, то осенью станет еще жарче — в переносном смысле этого слова", — пояснили свой выход из отпуска слуги народа.

Приглашенный к депутатам представитель минфина обрисовал обстановку с заемщиками — 23 процента от общего числа заемщиков уже испытывают трудности с возвратом кредита и даже с оплатой ежемесячных процентов. Причем многие из этого количества проблемных заемщиков уже вообще не могут платить банкам НИЧЕГО, поскольку потеряли работу, а стало быть, источник дохода. К осени положение наверняка ухудшится — появятся новые безработные, к тому же начнут расти и коммунальные платежи. Таким образом, количество банковских должников увеличится в арифметической (а то и в геометрической!) прогрессии. Очевидно, что к решению проблемы заемщиков должно подключиться государство. Как рассказал депутатам чиновник минфина, власти уже сделали первый шаг в этом направлении — 25 июня правительство отправило в МВФ свои предложения по поддержке заемщиков–должников. Почему в МВФ? Ответ очевиден: такие глобальные финансово–экономические вопросы Латвия теперь обязана согласовывать с внешним администратором, государство нынче полностью зависит от иностранных кредиторов! Вот такая реальность — и страна, и ее жители погрязли в долгах!

В чем же суть предложений, отправленных на экспертизу в МВФ? В минфине считают, что помогать необходимо только так называемым добропорядочным заемщикам — тем, кто брал ипотечный кредит под свое единственное жилье, то есть кто проживает в квартире или доме, под который и получен банковский займ. При этом на статус добропорядочных могут претендовать только такие заемщики, которые до наступления форс–мажора (снижения заработной платы) исправно платили по кредиту и которые брали кредит на сумму не выше 100 тысяч латов. Если у вас имеются и другие кредиты, то тогда на помощь вы можете не надеяться. Единственное исключение — если у вас имеется лизинг на сумму, не превышающую 5 тысяч латов.

Отметим: государство хочет помогать в первую очередь тем, кто сохранил свое рабочее место, но просто ему сократили заработную плату, и он уже не в состоянии выплачивать банку кредит и проценты. В порядке исключения государство сможет помочь и безработным, но при условии, что этот безработный еще продолжает получать пособие и имеет шанс (например, проходит программу переквалификации) трудоустроиться, то есть речь не идет о длительных безработных.

Итак, вот такой заемщик, отвечающий вышеперечисленным критериям, в случае форс–мажора сможет обратиться в своей банк с просьбой провести реструктуризацию долга, то есть составить график погашения долга таким образом, чтобы сумма выплачиваемого кредита не превышала 40 процентов от заработной платы. Остальная часть кредита, то есть сумма, превышающая 40 процентов от дохода, просто замораживается “до лучших времен”. По этой замороженной части долга заемщик не платит ничего — ни проценты, ни штрафы по задержке, ни саму кредитную долю. Возврат этих денег заемщиком гарантирует государство. Но нюанс в том, что государству на реализацию этой программы помощи заемщикам необходимо будет, по подсчетам минфина, изыскать в бюджете от 8,6 до 40,4 млн. латов! Где взять эти деньги, в минфине не знают, ясно одно: МВФ и другие кредиторы Латвии на эти цели кредит не дадут — МВФ разрешает использовать кредитные ресурсы лишь на уменьшение бюджетного дефицита (на определенных условиях) и на обеспечение ликвидности банковской системы, а также на выплату процентов по… этому же кредиту!

“Есть опасность, что в итоге вся эта программа так и останется на бумаге ввиду отсутствия денег на выдачу госгарантий банкам, хотя сами предложения минфина весьма разумные, — говорит член народно–хозяйственной комиссии сейма  Юрий Соколовский. — Но правительство должно понимать, что если не помочь заемщикам, а ипотечный кредит сегодня имеется у 150 тысяч латвийских семей, то ситуация может выйти из–под контроля. Социальные волнения весьма реальны. Фактически может случиться гуманитарная катастрофа! Заемщики в Латвии являются, по существу, крепостными, и вытащить их из рабства может только государство, больше некому!”

Но даже если правительство и изыщет средства на выдачу госгарантий для замораживания части долга по кредиту, все равно эта программа помощи начнет действовать только со следующего года. В этом году рассчитывать на поддержку государства должникам не стоит — придется решать проблемы самим. "Но лучше все–таки вести переговоры с банками не в одиночку, а при поддержке юристов. Наш фонд как раз и создан для того, чтобы оказывать заемщикам профессиональную юридическую помощь при ведении переговоров с банками, — говорит президент общественного Фонда помощи заемщикам Tavs mājoklis (www.tavsmajoklis.lv) Сергей Шутков. — Однако наши возможности тоже небеспредельны — мы можем действовать только в рамках существующих законов, а они были написаны исключительно в интересах банков. Нужны кардинальные изменения в законодательстве, но, разумеется, эти изменения не помогут тем, кто уже брал у банков заем на прежних условиях. Им государство просто обязано помочь!

Причем мы считаем, что помогать нужно всем, у кого возникли проблемы с возвратом долга, то есть в том числе и обладателям нескольких кредитов и нескольких объектов недвижимости. Чем эти люди хуже остальных должников, имеющих один кредит? Разве у так называемых риэлтеров или, если хотите, спекулянтов недвижимостью нет семей, разве их дети не хотят есть и иметь крышу над головой? Нужен комплексный подход к решению проблемы должников, а не система деления заемщиков на плохих и хороших. Это тупиковый путь!"

Эксперты по проблемам заемщиков убеждены, что одной “анестезией” долга проблему должников не решить, все равно придется идти на списание хотя бы части долгов. Примечательно, что первоначально минфин с подачи, кстати, МВФ предлагал банкам подумать о возможности списания всем добропорядочным заемщикам хотя бы 20 процентов от суммы кредита и отказ от взимания процентов по этой пятой части кредита. Однако банки встретили эту идею в штыки, а вот на предложение на время заморозить выплаты по части долга под госгарантии банки могут и согласиться. В конце концов, какая им разница, кто впоследствии будет расплачиваться по долгам — сам заемщик или государство! Государство — это даже надежнее.

Уже на следующей неделе представители Ассоциации коммерческих банков придут к депутатам, чтобы изложить им свою позицию по заемщикам.

Отметим, что на крючке у банков находятся не только 150 тысяч семей, взявших ипотечные кредиты, но и поручители, которые гарантировали своим имуществом и финансами возврат кредита. В качестве гарантов чаще всего выступали родственники самих заемщиков, а также друзья и коллеги. Если сами заемщики не выполняют обязательств по кредитному договору, то банки начинают предъявлять претензии к гарантам.

“Вести Сегодня” № 132.


Написать комментарий

Отправить их на торфяные разработки, пусть отрабатывают свои долги, сами брали пусть сами и отдают, причем здесь государство.

DURAK TI BABAI

Аноним: DURAK TI BABAI

Я тебя не заставлял деньги в долг брать и не хочу за тебя долги отдавать, потому что не дурак.

бабай: Отправить их на торфяные разработки, пусть отрабатывают свои долги, сами брали пусть сами и отдают, причем здесь государство.

козёл

Написать комментарий