«Если ничего не изменится, бизнес выйдет на баррикады» 1

С каким настроением латвийский бизнес вступает в будущий год? Ответ на этот вопрос путем опроса 300 латвийских предприятий искала компания по корпоративным финансам Laika Stars.

Выводы сюрпризов не принесли: бизнес сегодня думает только о выживании, особенно в совокупности всех тех факторов, которые это выживание, по сути, отрицают. Это налоговая политика государства, которая способствует лишь изобретению новых схем ухода от налогов. Это жесткий кризис ликвидности, который в последние полгода объясняется твердым нежеланием банков давать кредиты. И, наконец, это полное непонимание того, куда, собственно, мы все движемся. “Если так будет продолжаться и дальше, то Латвия скоро превратится в колонию Скандинавских стран”, — допустил в разговоре с “ДВ” глава Laika Stars Вадим Ерошенко.

С верой в чудо

В результатах опроса есть несколько любопытных наблюдений. К примеру, в ответы на вопрос о самом плохом и самом хорошем экономическом событии 2008 года вошли два совершенно одинаковых пункта — спасение Parex banka и помощь Латвии от МВФ. Разница лишь в том, что положительным событием спасение банка считают лишь 9% опрошенных, в то время как отрицательным — 21%. “Это говорит о том, что правительство допустило много ошибок, перенимая банк, — комментирует Вадим Ерошенко. — Не была продумана стратегия развития Parex, нет четкой информации о том, что дальше будет с банком и сколько денег потребуется для его спасения”.

Впрочем, самое интересное в опросе то, как бизнес видит свое будущее, учитывая события последних месяцев. Тут настрой однозначно пессимистичный. Мало того, что 51% предпринимателей уверены, что экономика страны в будущем году продолжит затяжное падение, в отношении собственных перспектив тоже нет никакого оптимизма. Больше всего претензий и у малого, и большого бизнеса к изменениям в налоговой политике.

— Сегодня наш премьер выглядит как камикадзе, который своей грудью пытается заслонить от всех проблем, — говорит Вадим Ерошенко. — Но ведь это не выход. Правительство не понимает, что пришло время что–то менять и меняться самим. Если они не способны вывести экономику из кризиса, то нужно об этом честно объявить: “Мы не можем!” Но пока еще такое ощущение, что государство искренне верит в чудо. Что нас покачает–покачает и перестанет. Но ведь сегодняшние проблемы начались не вчера, а еще два года назад, когда начали сокращаться госзакупки и госконкурсы. Потом правительство ввело налог на недвижимость — тогда рынок и без того уже катился с горы. Сегодня наступаем на те же самые грабли. Возможно, какие–то хаотичные увеличения ставок подоходного налога и могут дать какие–то дополнительные доходы в первом квартале будущего года, но кто знает, что будет потом?

“Денег нет”

Впрочем, налоги — это не единственное, что волнует бизнес. Хуже этой есть только одна проблема, имя которой “Денег нет”. Остановив финансирование, банки обрекли бизнес на верную гибель, ведь даже если у предприятия есть доступ к палочке–выручалочке — фондам ЕС, то и тут проблема никуда не исчезает: прежде чем получить деньги по проектам, нужно вложить свои, причем немалые. А на дверях банков — все та же табличка “Денег нет”.

На прошлой неделе, к слову, уже официальная статистика подтвердила наличие проблемы: в ноябре этого года впервые зафиксировано снижение объема кредитования. Темп годового прироста кредитования составил только 13,2% против 55% в среднем в предыдущие годы. По словам Вадима Ерошенко, проблему дефицита финансовых ресурсов нужно решать незамедлительно. Вариантов тут немного. Один из них — это государственные гарантии, с помощью которых латвийские предприятия имеют шанс (хотя и не 100–процентный, учитывая низкий рейтинг государства) занять необходимые средства в банках. Правда тут, считает эксперт, должен быть очень жесткий контроль за использованием таких инструментов. Второй вариант финансирования с нового года предложит латвийским предприятиям Laika Stars, но пока далеко не всем, а только крупным и стабильным, а также с интересными бизнес–планами. Речь идет о создании на базе компании инвестиционного дома, который в тесном сотрудничестве с британскими банками будет предоставлять кредиты и венчурное финансирование проектов.

— Сегодня ряд предприятий, а таких около 30%, держатся из последних сил, — говорит Вадим Ерошенко. — И если в течение следующего года в экономике ничего не изменится ни с налогами, ни с кредитованием, то к концу года все эти 30% предприятий станут банкротами. В какой момент мы можем оказаться близки к натуральному хозяйству. Есть еще вариант, при котором компании будут регистрироваться в соседних республиках. Или практиковать серые схемы работы, и это уже происходит. СГД, конечно, будет с этим бороться. Но одно дело — бороться с тысячей неплательщиков. Но как быть, если таких неплательщиков сто тысяч?

Фонды ЕС нужно пересматривать

Что еще волнует бизнес? Это и дефицит квалифицированной рабочей силы, и демпинг конкурентов, и рост дебиторской задолженности, а также всеобщий пессимизм и паника покупателей. Учитывая все эти обстоятельства, предприниматели вырабатывают индивидуальные программы выживания. Как свидетельствует опрос, самых популярных сценариев развития два — это снижение и оптимизация издержек, а также поиск свободных ниш для зарабатывания денег. При этом всего 4% бизнесменов признались, что готовы продать свое предприятие. Столь низкий показатель, кстати, не говорит о боевом настрое нашего бизнеса, а еще раз доказывает, что продать бизнес по хорошей цене сегодня нереально. По мнению экспертов, инвесторы готовы покупать предприятия со скидкой 50–70% от той цены, которая предлагалась год–полтора назад.

Говоря о том, что следовало бы государству сделать в рамках поддержки местного бизнеса и восстановления экономики, бизнес предложил следующие варианты: стимулировать приток денег ЕС и их освоение, оптимизировать госбюджет и еще больше сократить издержки, а также определить приоритетные отрасли экономики и активно их поддерживать.

— Государство должно четко понимать, на чем оно будет зарабатывать деньги в будущем году, — говорит Вадим Ерошенко. — Если все и дальше будет развиваться хаотично, то скоро мы станем периферией Скандинавских стран. Может быть, это кому–то и выгодно. Но с точки зрения нашей независимости это просто катастрофа. Ведь все, что сейчас происходит в стране, — это убийственный для бизнеса механизм. Сейчас делается все, чтобы помешать бизнесу развиваться, чтобы убить то, что еще шевелится. Мое мнение: государству нужно возобновить практику госзакупок, чтобы оживить бизнес. И второе — очень четко продумать целевое использование иностранной помощи.

Мы скоро получим деньги МВФ. Но ведь никто точно не знает, куда они пойдут. Меня поражает то, что нынешнее правительство держит этот вопрос в жуткой тайне. Если мы получим кредит, а после этого легко его истратим, то это будет означать банкротство всей страны. Понятно, что деньги частично должны быть направлены на софинансирование европейских фондов. Но опять же, если финансирование европейских фондов будет распределяться по тем же принципам, что и раньше, то экономика не будет стимулироваться. Второй вариант — деньги пошли в экономику через банки. Что банки будут делать? Куда они их направят? Понятно также, что государство этот момент должно очень жестко контролировать. Сегодня во главу угла нужно ставить приоритетные направления: производство, экспорт, логистику. Может быть, нам стоит поучиться всем этим вещам у наших соседей, которые знают, что сегодня нужно делать. Да, программы должны быть очень четкими и жесткими. Но по–другому сегодня нельзя. Ведь если за полгода ничего не изменится, то в Латвии начнется время баррикад.

Автор: Ольга Князева


Написать комментарий

Ja prostoj vodila ,resilsja zapustit po svoemu malenkomu gorodu ekabpilsu marsrutku,pricem poka odnu.obbegal,otozdal,otnervnical.dozdalsja,kucu bumag s otkazom.sami ne hotjat rabotat i drugim ne dajut,GDE LOGIKA.???!!!ZLOSTI UZE NE HVATAET.A CTO BUDET DALSE?KTO BUDET KORMIT NASI SEMJI,ESLI ONI NAS PROSTO NE SLISAT,ILI NEHOTJAT SLISAT!!!!!!!!!!!!!