«Волчий билет» для депутатов

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
Вчера в Сейме прошло сразу два внеочередных пленарных заседания парламента. Первое, которое началось в 10 утра, созвал президент страны Валдис Затлерс, а второе - в 12 - стартовало по инициативе депутатов оппозиционной партии "Новое время". Оба заседания были посвящены одной теме - обсуждению возможности предоставить народу право распускать Сейм путем референдума. И тут у парламентариев общего мнения не было...

Парламентарии против ограничения срока их полномочий

Все – на новенького!

Коалиция считает, что давать народу право распускать парламент не стоит, ведь в референдуме приняли участие “всего” 40% избирателей, а в демократической стране меньшинство не может решать, как жить большинству.

Оппозиционеры же – как левые, так и правые, – склоняются к мнению, что 560 тысяч человек, принявших в жаркий летний день участие в референдуме, это значительная часть общества и игнорировать ее мнение кощунственно.

Мнение оппозиции было поддержано президентом Валдисом Затлерсом, выступившим с заявлением. В двух словах но звучало так: депутаты задумайтесь над поправками и измените Конституцию.

Но вчера в стенах Сейма прозвучал и третий вариант: весьма, кстати, неожиданный. И, очевидно, обреченный на популярность среди народа и крайнее неодобрение со стороны политиков – как коалиционных, так и оппозиционных.

Экс-президент Латвии Гунтис Улманис, появившийся в здании парламента как частное лицо, “озабоченное сложившейся в стране ситуацией”, сказал, что распускать Сейм надо так, чтобы после перевыборов там не оказался ни один из ныне работающих в парламенте депутатов.

- Такой вариант развития событий исключен. Это не в духе демократии, – отреагировала на заявление Улманиса председатель оппозиционной партии “Новое время” Солвита Аболтиня.

По ее словам, в законе нет норм, которые запрещали бы бывшим депутатам Сейма избираться повторно, да и быть их не может. Не в тоталитарном государстве живем.

- Среди депутатов как коалиции, так и оппозиции есть много людей, которые думают только о себе и своем благополучии, – продолжает Солвита Аболтиня. – Но есть и такие, кто пришел работать, кто хочет что-то изменить…

- Улманис упустил хорошую возможность промолчать, – продолжает тему член президиума Сейма Андрей Клементьев (“Центр согласия”). – Почему он считает, что надо лишать избирателя права решать, кого делегировать в Сейм? Если депутат хорошо работал, почему его нельзя переизбрать?

Я бы на месте Улманиса помолчал. Каких успехов он добился на президентском посту? Я ничего положительного вспомнить не могу. Зато отрицательного – сколько угодно! При нем были приняты дискриминационные языковые нормы, процветала “прихватизация”… Да он не сделал и половины того, что сделала та же Вайра Вике- Фрейберга! Думаю, что его замучила ностальгия по власти. Таким образом он хочет привлечь к себе внимание. Наверно, надоело ездить на новеньком BMW 7-й модели…

Не больше двух сроков

Но, может, высказанное Улманисом предложение не так абсурдно? Ведь текучесть кадров среди парламентариев невысока: многие депутаты сидят в парламенте со времен, страшно даже представить, Верховного Совета ЛССР! Другие “мотают” уже по три срока. Те же тевземцы Добелис и Табунс прочно прописались в кабинетах на улице Екаба и, кажется, никуда не собираются уходить. Да и в стане левой оппозиции есть немало людей, “просиживающих штаны” уже не один год!

Может, cтоит ограничить депутатам “количество сроков”, ведь президент не может руководить страной более двух сроков подряд.

Недаром же психологи советуют раз в пять-семь лет менять место работы: а иначе жизнь начинает казаться однообразной, возникают неврозы и депрессии.

Как-то я общался с одним депутатом, “отмотавшим” в парламенте три срока. За это время он с трибуны Сейма выступал трижды: произнося депутатскую клятву вскоре после очередных выборов. Больше его никто не слышал, зато он как-то хвастался, какие командировочные у него за поездки в Европу. Цифра, помню, производила приятное впечатление. Да и на депутатскую зарплату он не жаловался.

- В некоторых странах существует практика, что депутаты не могут избираться все время, – говорит политолог Янис Икстенс. – В США сенаторы не могут занимать эту должность пожизненно. Но такие механизмы нельзя запускать задним числом. Наказать провинившихся парламентариев можно единственным способом: не голосовать за них на выборах.

Но вот парадокс: народ, который высказывает свое недовольство властью уже, упорно выбирает в парламент одних и тех же людей – Табунсов, Добелисов, Калвитисов, Берзиньшей…

- В нашей стране большинство людей думают, как прокормить семью, как помочь родителям-пенсионерам, – говорит Солвита Аболтиня. – Им некогда заниматься серьезным анализом ситуации, поэтому красивая реклама делает свое дело. Новые партии обычно получают больше голосов: люди думают, вот они-то что-то изменят. Однако ничего не меняется…

…Но, кажется, ничего не изменится даже в том случае, если на смену старым лицам придут новые. Потому что особенность нашей политической жизни заключается в том, что новые лица в Сейме быстро “дряхлеют” и становятся такими же, как остальные. А значит, распускай – не распускай парламент, от серости никуда не уйдешь…

Цитата в тему

“Двенадцать голосов кричали одновременно, но все они были похожи. Теперь было ясно, что случилось со свиньями. Оставшиеся снаружи переводили взгляды от свиней к людям, от людей к свиньям, снова и снова всматривались они в лица тех и других, но уже было невозможно определить, кто есть кто”.

Джордж Оруэлл, “Cкотный двор”.


Написать комментарий