Эволюция Затлерса

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
Как президент Латвии из пророссийского политика превратился в антироссийского

Сто дней

Первые сто дней своего президентства глава государства пытался избавиться от целого ряда ярлыков, которые на него навесили СМИ еще до избрания. Было не просто доказать, что он не коррупционер. В прессе постоянно упоминали о том, что в бытность врачом Затлерс брал “конверты с благодарностями” от пациентов. Его называли марионеткой Народной партии – оранжевые пролоббировали его назначение, решение о котором, как писали, было принято… в зоопарке. Обвиняли Затлерса в пророссийскости: в начале своей карьеры Затлерс общался с русскими журналистами на русском языке.

И вроде бы в первые сто дней ему удалось добиться положительных результатов: он выступил против строительства Национальной библиотеки, замахнувшись на “священную корову” Народной партии, и в то же время съездил в Афганистан к латвийским солдатам, выразив поддержку США в их борьбе с терроризмом, перестал общаться с журналистами на великом и могучем.

Казалось бы, президент Затлерс становится настоящим политиком. Эксперты отмечали, что он быстро прогрессирует. Сначала “западные” президенты Литвы и Эстонии относились к нему свысока, но потом и их тон поменялся. Если вначале эстонские политики говорили, что в выборах президента Латвии победил президент Эстонии, намекая на то, что после ухода с должности Вайры Вике-Фрейберги “звездой” балтийской политсцены станет эстонский глава Томас Хендрик-Ильвис, то по прошествии некоторого времени эта тема стала не актуальной.

Политический “фрик”?

Затлерс, без сомнения, стал звездой балтийского масштаба. Но звездой с весьма сомнительной репутацией. На песенном конкурсе “Евровидение”, помимо серьезных певцов, есть достаточно большое количество “фриков” – экзотических персонажей, пытающихся выделиться экзотической внешностью или манерой поведения. Если использовать эту терминологию для балтийской политической сцены – то Затлерс определенно превращается во “фрика”.

Профессор политологии Илга Крейтусе в одном из своих интервью сказала о том, что на месте президента разогнала бы своих советников: их советы губят главу государства.

На внешнеполитической площадке Затлерса никто всерьез не воспринимает. Тем более после его “скандального выступления” в Бухаресте: тогда он обвинил теперь уже бывшего российского президента Владимира Путина в том, что тот продолжает мыслить стереотипами “холодной войны”. И призвал российского коллегу избавиться от этих “демонов”. Путин, естественно, не упустил возможности ответить своему новому знакомому и на своей пресс-конференции резко обвинил власти республики в ущемлении прав неграждан. Так что если в Кремле к назначению Затлерса относились весьма благосклонно, то после саммита в Бухаресте ситуация изменилась кардинально.

Почему Путин не приехал

Депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ и член парламентской группы по сотрудничеству с Госдумой РФ  Юрий Соколовский считает:

- Владимир Путин не приехал в Латвию в том числе и потому, что у него не сложились отношения с главой латвийского государства, – сказал политик российскому информационному агентству Regnum.

По мнению Соколовского, проблема латвийского президента в том, что он хочет понравиться всем, а в итоге не нравится никому. Ясно одно: он пытается использовать свои действия на внешнеполитической арене, чтобы поднять свой авторитет внутри Латвии.

- Затлерсу, в отличие от экс-президента Вайры Вике-Фрейберги, все равно, что о нем будут думать в мире. Главное, что скажут в Латвии, – сказал Соколовский. – Отсюда и его резкие высказывания в адрес экс-президента России Владимира Путина на саммите НАТО в Бухаресте и прочие заявления, связанные с международной ситуацией.

Так, недавно Затлерс сделал неожиданное заявление на энергетическом саммите в Киеве: он выразил однозначную поддержку проектам строительства новых нефтепроводов, в которых не участвует российская сторона.

Наверно, это заявление, равно как и его “бухарестские тезисы”, принесло Затлерсу симпатию нескольких сельских бабушек, читающих Latvijas avize, но зато отпугнуло от президента значительную часть русскоязычного общества. И вряд ли прибавило симпатий думающего латышского электората.

Так что “фрики” хотя иногда и побеждают на “Евровидении”, но это всегда объясняется волей случая. А в политике им обычно отводят роль прикрытия. Пока общество живо обсуждает очередной перл такого персонажа, серьезные люди решают серьезные вопросы.

Устраивает ли Затлерса такая роль? Впереди еще три года его правления, а учитывая, как часто президент меняет политические взгляды, от него еще можно ждать сюрпризов.


Написать комментарий