Брачные песни зоосада

Фото автора
Фото автора
Все громче звучат брачные песни в Латгальском зоосаде, из которого ведется этот репортаж. А его директор Михаил ПУПИНЬШ назвал сезонные проявления "подготовкой к демографическому взрыву".

Зоосад – подобие Ноева ковчега: здесь содержится 47 видов только крупных животных, общая численность – более 250 особей. А сколько обитает мелкой живности, не знает даже  Михаил Пупиньш:

– Могу сказать только приблизительно: много! Потому что размножение пауков, пусть даже и птицеедов или тараканов, даже если они особые – мадагаскарские, ведется без учета приплода и отхода.

Спорить с Михаилом сложно. Он дважды доктор – психологии и педагогики, магистр биологии, потому его познания простираются не только в области физиологии какого-нибудь вида, но и его взаимоотношений с “родственниками” и соседями по вольеру или террариуму.

– Когда у них весной начинаются брачные отношения, то каких только рулад и трелей не наслушаешься! – рассказывает Пупиньш. – Мы даже иногда пользуемся ситуацией и сами начинаем “подпевать” им, чтобы стимулировать на ухаживание друг за дружкой! Иначе пробудить интерес к партнеру, а заодно и рассчитывать на получение приплода, бывает трудно. Причин такой “холодности” масса: и перекорм, и недоедание, и холод, и жара… У них, впрочем, как и у людей, бывает “замыливание глаз” – пожилая супруга не вызывает страсти, зато при виде молодой соседки заметен характерный блеск в глазах. И тогда мы вынуждены ради получения потомства разрывать устоявшиеся брачные отношения. Пересаживаем старого самца с “бесом в ребре” к потенциальной невесте. Когда налицо становится факт беременности, “изменщика” возвращаем законной супруге.

Иногда брачная песня остается гласом вопиющего в пустыне: когда молодая кайманша захотела замуж, она так стонала, что Михаил всерьез боялся за последствия. Желающая стать матерью крокодилиха издавала столь мощные призывные звуки запредельно низкой частоты, что стекла огромного аквариума вибрировали с опасной амплитудой. К сожалению, эту песню никто не услышал – самца на то время в зоосаде не было, а посему, хотя яйца у кайманши и появились, они оказались бесплодными.

– Зато сейчас мальчик у нас уже есть, Правда, “поженить” их пока все равно не получится – нет бассейна, оборудованного для семейной жизни. Придется просить невесту и жениха подождать, хотя в таком деле ждать сложно – вспомните хотя бы себя в юности…

А сколько секретов открыл Михаил, когда стал рассказывать о способах обмана природы в деле воспроизводства! Например, было замечено, что питон-жених заскучал. А время-то самое жениховское! Но он на невесту – ноль внимания. Надоела за годы соседства в одном террариуме! Михаил долго изучал, что могло стать причиной апатии. Если виной перекорм, когда на сытое брюхо ничего делать не хочется – сажают парня на диету. Но бывает, что и на пустой живот “на подвиги” не тянет – куда уж там, если все мысли только о еде! В этом случае жениху дают куриную ножку, имитируя ее “порхание” над самой головой изголодавшегося жениха. А как только наживка проглочена, ему предлагают потрудиться… Получается почти по Жванецкому: кто даму ужинает, тот ее и танцует…

Самые элегантные ухаживания – у змей. Несмотря на отсутствие рук и ног, они “танцуют” – свиваются в единое целое и поражают своими грациозными синхронными покачиваниями, словно гипнотизируют друг друга. Но так бывает далеко не всегда и не у всех рептилий – нередко они проявляют совершенное равнодушие к своему партнеру, хотя еще не совсем старые и не один раз вывели потомство. И когда приходит пора даже щепке залезать на щепку, у питонов – никаких подвижек, Михаил прибегает к давно известной тактике. Выжидает момент, когда самка начинает линять, и отсаживает ее на время. А как только старая кожа сходит, самку в новом “прикиде” возвращает мужу – тот, ошеломленный роскошным видом подруги, одетой в глянцевую, свежую кожу, не отходит от нее ни на сантиметр. И “оно”, то самое, чего так долго ждали от утомленного жизнью мужа, случается!

Особая забота Михаила – черепахи. По всем канонам зоологии, их у нас нет, поскольку Латвия является границей их распространения. Но Михаил создал для них настоящую ферму:

– В прошлом году 42 взрослые особи вывели 10 черепашек. На зимовку определил всех в аквариум в подвале. Думал, что зимой они спят. Но ошибался: еще как плавают! Значит, будут жить и дальше.

Но развести какой-то вид редких животных – не самое большое достижение Михаила. Он еще научился обгонять время – если черепашата, родившиеся диаметром около 2 сантиметров, прибавляют на воле по сантиметру за год, то у Пупиньша тот же сантиметр малыши набирают всего за месяц.

Михаил улыбается:

– Моя жизнь короче черепашьей, и мне некогда ждать, когда они станут взрослыми – я ускоряю этот процесс. А вот как я это делаю, пусть останется моим секретом. Главное, что весной я собираюсь выпустить в естественные водоемы некоторое поголовье латвийских черепах, которых поторопились записать в исчезнувший вид.

Подобных “секретов” у Пупиньша много. Зная, например, что самка богомола сразу после спаривания съедает самца, придумал способ сохранения жизни несчастному “мужу”: чтобы дама не сумела дотянуться до самца, на ее лапы надевает “наручники” – тонюсенькую резиночку. Иногда для активизации самца (любого вида) подсаживает соперника – претендент, попав к новой даме, начинает за ней ухаживать, а “старому” самцу это не нравится. Начинается борьба за обладание невестой – тут уж кому повезет.

Многое, что рассказал Михаил, почему-то казалось очень уж знакомым, хотя зоологией я никогда не занимался. Сказал об этом моему собеседнику. А он в ответ рассмеялся:

– Мы в своем поведении мало чем отличаемся от животных, особенно когда речь заходит о любви и размножении. Мы выбираем – и они тоже не автоматически производят свое потомство. Нам нужны какие-то условия – и животные тоже не с бухты-барахты бросаются в объятия. И чем больше я познаю своих питомцев, тем больше вижу в них человеческих качеств!

Валерий САМОХВАЛОВ

16.04.2008 , 15:17

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий