Янис Ванагс: «Мы все дети одного Отца»

В канун католической Пасхи глава лютеранско-евангелической церкви страны архиепископ Рижский и Всея Латвии Янис Ванагс дал интервью программе “Действующие лица” Радио-4. Вопросы ему задавала и Ксения ЗАГОРОВСКАЯ.

Крестим больше, чем отпеваем

- Чем знаменателен прошедший год для лютеран Латвии?

- Главная новость – вместо одной епархии стало три, было рукоположено два новых архиепископа. Надеюсь, прихожане почувствуют изменения. Теперь архиепископы стали ближе к ним, людям с ними легче встретиться.

- Евангелическо-лютеранской церкви, вероятно, скоро будет возвращен собор Св. Петра. Есть мнение, что это положит конец центру культурной жизни. Вы так не считаете?

- Это здание всегда принадлежало церкви, так что никакого судебного разбирательства нет. Но в начале 90-х годов Верховный Совет решил, что возвращение Домского собора и церкви Св. Петра будет произведено на основе особого закона. Закон по поводу Домского собора был принят, а законопроект, касающийся второй церкви, находится в стадии подготовки. Правительство свое слово уже сказало, а вот Сейм еще решения не принял.

Я отвергаю предположения о том, что если здание отойдет церкви, то в нем заглохнет культурная жизнь. Опыт показывает, что это вполне можно совместить. Культурная жизнь в Домском соборе или церкви Св. Яна не менее богата, чем в бывшем соборе Св. Петра.

- Сколько церквей сейчас у лютеран?

- У нас 300 приходов и 198 церквей. Церкви строятся в Саласпилсе, Кегумсе, восстанавливаются в Приекуле. Мы собираемся построить церковь в Иманте, потому что на левом берегу Даугавы всего две лютеранские церкви.

- А прихожан становится больше?

- Да. Мы сегодня крестим больше людей, чем отпеваем, но количество прихожан растет уже не так быстро, как в 90-е годы. Опросы показывают, что у нас в стране 600 тысяч лютеран, но когда дело доходит до исполнения религиозных обрядов, то их уже намного меньше. И это опасно. Апостол Петр говорил, что если человек сначала принимает Божью благодать, а потом отвергает, то конец его будет хуже, чем начало.

Молодым не хотел бы быть

- А молодежь приходит в церковь?

- Молодые очень серьезно подходят к вопросам веры – серьезнее, чем сто лет назад, когда это было во многом формальным. И если они приходят в церковь, то задают такие вопросы, на которые порой нелегко ответить.

Им сейчас очень трудно, тем молодым людям, которые хотят жить духовной жизнью. Ведь все вокруг нацелено на потребление и развлечение. А какими одинокими чувствуют себя те, кто хочет сохранить себя в чистоте до свадьбы!

Был такой фильм “Легко ли быть молодым?”. Ответ очевиден – молодым быть очень трудно. И если бы меня спросили, хотел бы я в свои 56 лет вернуть молодость, я бы ответил: нет.

- В то время, когда вы пришли к Богу, это совсем не приветствовалось…

- Вера – это не заслуга человека, а подарок Божий, который он предлагает всем, но принять его готов не каждый. Бог звал меня, я слышал этот зов и ему не противился. Меня с детства тянуло в церковь, я даже научился читать в старой орфографии.

Бабушка была верующей, она за меня молилась, наверно, и это сыграло свою роль. Это хороший пример того, что надо молиться за своих детей, мы ведь не знаем, в какой момент эти молитвы им пригодятся.

- У вас было и другое призвание – химия…

- Да, я окончил химический факультет и был направлен на работу в школу. В советское время учитель химии назначался главным атеистом. И я занялся атеизмом – путем изучения первоисточников. Мы читали Библию, ездили по храмам и через три года меня уволили из школы из-за религиозных убеждений.

- Родители одобряли ваш выбор?

- Они были встревожены. Отец говорил: что ты делаешь? Это же то же самое, что во время обстрела выйти из окопа, да еще детей взять. В то время это еще было опасно. Я не пострадал, а вот мой друг отсидел пять лет.

- А личных мотивов обращения к церкви не было?

- Нет. Я знал только одного человека, который пришел к Богу потому, что у него было все хорошо. И он задался вопросом, почему у меня так все хорошо? Все остальные приходили через личные беды и страдания.

Главная задача человеческой жизни – познать Бога, других задач нет, для этого создан и существует наш мир. Все остальное только инструменты. Если человек не видит благодати, не благодарен Ему за то, что происходит с ним каждый день, то Ему приходится насылать на нас страдания и болезни. Так что лучший способ избежать страданий – быть постоянно благодарным Творцу за то, что происходит с нами каждый день и видеть во всем хорошее.

Брать пример с ислама

- Как лютеране Латвии сотрудничают с другими конфессиями?

- Уникальность Латвии состоит в том, что у нас все конфессии живут в единстве и даже дружбе, чему порой завидуют гости из-за рубежа. Такое редко бывает, чтобы митрополит, архиепископ, кардинал встречались за обедом, обсуждали разные вопросы.

Порой между христианами разных конфессий больше общего, чем между нами и лютеранами Северной Европы. Например, лютеране Швеции уже готовы благословлять однополые пары, а католики и православные смотрят на это иначе.

- Сейчас церкви стремятся идти в ногу со временем. Как простому прихожанину отличить настоящую церковь от ненастоящей? Где проходит эта граница?

- Главный принцип: верить в то, что Библия есть слово Божие. Человек не должен отбрасывать ту или иную главу из Библии, заявляя, что она, мол, устарела. Если это происходит, то это и означает, что подрываются основы.

Вот, скажем, начинается дискуссия об ординации женщин. И дело тут не в том, что женщина не может выучить молитву или написать проповедь. Я преподавал на теологическом факультете и знаю, что девушки часто учатся даже лучше парней. Но обосновать это новшество можно, только отказавшись от основ церковного учения. Тогда уже можно и козу с собакой обвенчать…

- Ислам широко распространяется в Европе. Не следовало бы внести в европейскую конституцию, как бы она ни называлась, что европейская культура основана на христианстве?

- Существующие в Латвии мусульманские общины опасности не создают, поскольку они давно интегрированы в общество. Но если Турция вступит в ЕС или в Шенген, то пропорция изменится и проблема может появиться.

Но, с другой стороны, ислам – хорошее напоминание нам, европейцам, о том, что пора осознать свою сущность. В Швеции рассказывают, что дети приходят из школы и говорят: почему девочки в хеджабах? Родители отвечают: они – мусульмане. И тут встает вопрос – а кто же мы? Пора вспоминать.

И еще надо пример брать с ислама, который в состоянии объединить людей разных рас и национальностей. Они все стоят друг за друга, как и нам надо стоять.

- На прошлых выборах в Сейм церковь поддерживала Первую партию. Правильно ли это, что в политику пошли священники?

- Священники, конечно, не должны идти в политику. Ведь если священник уходит в политику, то прихожане, поддерживающие другие партии, стесняются к нему подходить. У нас такие случаи бывали. Так что священник, который решил пойти в политику, должен хотя бы на время приостановить служение церкви.

А вот христиане, конечно, должны идти в политику, потому что у них есть свое представление о мироустройстве и кто как не мы должны претворять его в жизнь?

Не совсем верно говорить о том, что мы поддерживали Первую партию. Мы поддержали заявленные ими принципы. Если бы другие партии заявили то же, мы бы и их поддержали.

Но церкви трудно поддерживать политические силы, потому что, бывает, они три-четыре дела сделают хорошо, а потом отклоняются от курса, а мы, получается, несем за это ответственность.

У церкви нет властных амбиций. Наш интерес в том, чтобы сохранить церкви, сотрудничать с государством в социальном плане, помогая бездомным и беспризорным. Каждый должен делать свое дело.

Есть немало вопросов морали, в которых виновато не только правительство. Так, я говорил с людьми, которые работают в магазине, и они не могут приехать на работу на машине, потому что один час парковки стоит столько, сколько они зарабатывают за день. Но ведь это же нечестно! Седьмая заповедь гласит: “Не укради!”

Воскресение как выход из тупика

- В чем суть праздника Пасхи?

- Христос умер для нас и воскрес для нас же. И это богатство мы должны сделать своим.

Суть Пасхи выражена в православном песнопении: “Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ”.

Но воскресение имеет еще и другой смысл, знаменуя начало. Ведь в нашей жизни мы переживаем множество маленьких смертей, когда сталкиваемся с трудностями, заходим в тупик. Воскресение – то, что нужно в такой ситуации, когда мы черпаем новые силы в своих отношениях с Богом и неизменно находим выход и утешение.


Написать комментарий