Михаил Задорнов, байгайс криеву ракстниекс…

Фото Мариса Морканса
Фото Мариса Морканса
- Я так скажу: эту книжку я не писал, ее составила Рита Трошкина, замредактора газеты "Суббота", за что я ей очень признателен, по материалам моего сайта в интернете. Мы туда добавили фотографий, чтобы молодому читателю с его клиповым сознанием было легче, - немного текста, немного фото, опять немного текста. Типа комиксов. На многих фотографиях я улыбаюсь, а значит, их можно прикладывать к больному месту...

Он давно стал явлением для всего русского мира

Вот так вчера в рамках первого дня Балтийской книжной ярмарки, проходящей на Кипсале, началась авторская презентация новой книги Михаила Задорнова “Язычник эры Водолея”.

А закончилась она тем, что, когда сам Михаил Николаевич захотел приобрести собственную книгу, дабы подарить ее одному из посетителей ярмарки, покупать оказалось нечего. Весь привезенный запас “Язычника” был распродан за 20 минут…

…Сам же Михаил Николаевич появился у стенда магазина Globus неожиданно – все ждали человека с привычной за последние годы небритостью, а тут – гладкое лицо, покрытое легким романтическим загаром…

- Es runaju krieviski, – начал писатель встречу с поклонниками, – tapec ka tikai krieviski es sapratu to, ko es runaju…

Лица зрителей (что и говорить, но каждое выступление Задорнова перед публикой воспринимается как концерт, не иначе) мгновенно осветила улыбка…

- Что еще сказать о книге… Издатели в России хотели сделать обложку черно-красного цвета. Не мне вам, западникам, объяснять, что такое “структур-фокус-группа”, которая определяет, что и как надо делать, чтобы продать товар. У нас теперь тоже по-западному вычисляют цвет обложки, чтобы книга лучше продавалась… Мол, не содержание главное, не автор, а цвет. Так вот, они настаивали на черно-красном варианте. Я возразил. В итоге книга вышла в ярко-синем переплете. И была мгновенно раскуплена. 30 тысяч экземпляров! Издатели уже хотят делать доптираж. А все почему? Потому что она, видимо, была одна такая ярко-синяя среди всех других, черно-красных, книг в магазине… Ну как мне ее еще прорекламировать для вас? Судя по лицам и зная балтийскую скаредность, когда без “пива в подарок” или без “две книги за одну цену” вы ее все равно не купите…

Что было дальше – известно.

А когда Михаил Николаевич надписал все купленные книги (“Где тут поставить автограф? Кому надписать? Послу Узбекистана? А эту? Посольству России в Латвии? А эту? Просто – Евгению?”), наступила очередь и для нескольких слов читателям “Часа”.

- Михаил Николаевич, вот тут я подслушал разговор двух латышских школьниц… Одна спрашивает, показывая в вашу сторону: “А это кто?”, другая ей отвечает: Tas ir baigais krievu rakstnieks… Скажите, а на ваш взгляд, есть ли сегодня в России “байгие криеву ракстниеки”? Появления чьих новых книг ждете лично вы? Что сами любите и читаете?

- Есть, безусловно. Например, если я увижу на прилавке новую книжку Юрия Полякова, то обязательно куплю ее, потому что Юра, как мне кажется, пишет образнее, чем Владимир Набоков, и интереснее. Поляков при этом как писатель обладает превосходным чувством юмора, недаром мне выпала честь даже вручать ему премию “За юмор в литературе” на радиостанции “Юмор FM”. Но еще до этого я сам захотел с Поляковым познакомиться и нашел его, так как мне очень понравилось его творчество. Также я нашел писателя Сергея Алексеева, которого считаю одним из лучших писателей современности, несмотря на то, что он употребляет такую современную динамичную форму а ля экшен. (“Я говорю словами западными, поскольку вы тут, на Западе, иначе не поймете”, – подначивает меня Задорнов.) У Алексеева описания природы такие, что Пришвин – отдыхает! Настолько высокохудожественен… А прожил Сергей большую часть жизни в тайге, родился в глубинке, под Томском… Еще – Быков. Забыл, как его имя… Да, Дима. Если я увижу его новую книжку… Не все дочитаю, но буду читать, это точно. Еще есть такой писатель Липскеров, очень интересный человек. Его папа когда-то не давал меня печатать в “Литературке”, а потом мы с ним подружились, с Мишей… Вот у него сын вырос – очень интересный писатель… Долго мотался по Америке чернорабочим, сейчас вернулся и пишет. Так что есть “байгие”, есть. Но много и “литературной шняги”, так что бывает трудно порой отслоить одно от другого, разобраться с зернами и плевелами. Но у меня есть опыт…

- Вы не назвали ни одного поэта. Если не считать Быкова, но, я так понимаю, говорили о его прозе. Ваше отношение к поэзии? Кого знаете наизусть, читаете, перечитываете?

- Быков хороший поэт. Немного эпатажный, и я с ним во многом категорически не согласен – практически ни с одним его мнением, но мне всегда интересно его выслушать. Он – не раб по сознанию, он – неотформатированная личность.

Очень люблю многих поэтов. Кстати, выпустил диск, на котором читаю стихи Евгения Евтушенко. Диск вышел в России и неплохо расходится! Никто не ожидал, что сатирик будет читать поэта. А сам Евтушенко прослушал и, знаете, что сказал? “Гениальные стихи! – сказал он. Правда, потом добавил: – Нет, я имею в виду, что ты хорошо их прочитал”. А я выбрал из Евтушенко то, чем в молодости очаровывал девушек, или те, которые до сих пор меня волнуют.

Что еще… Я сам издал одну питерскую поэтессу – Юлию Борисову. Она мне прислала свои стихи во время моего выступления прямо на сцену, запиской. Я прочитал и удивился, какие они замечательные. А потом Юлия прислала мне подборку побольше, и я ее издал за свой счет, потому что восхитился.

Кстати, у вас на радиостанции FM 102,7 есть девушка-диджей, работающая под псевдонимом Элеонора Рузвельт. Потрясающие стихи пишет! Я снова восхитился. И даже предложил ей выпустить книжку “на двоих”: мои афоризмы и ее лирика, ироническая лирика.

Вот так, если вкратце.

Надо сказать, что в последние годы интерес к поэзии в России очень сильно вырос.

А вообще я понимаю ваш вопрос. Действительно, любая страна сильна в первую очередь не экономикой, а духом. Дух же народа виден по поэзии. Есть поэзия – народ сильный. Если же кроме экономики ничего нет – народ слабый и скоро вымрет. В Венеции была замечательная экономика, но все вымерло. В Риме была чудесная экономика, но просуществовал он недолго.

Как показали последние археологические раскопки (которыми, кстати, американцы занимаются и понять не могут, как это так: “Америки не было, а Россия уже была”), всего два народа существовали почти всегда: это тот народ, который жил на территории нынешней России, пранарод, и китайцы. И там и там всегда было сильно что? Искусство. В любом его проявлении.

Это я сегодня стараюсь объяснить как можно большему количеству людей.

Не все поймут то, что я говорю, потому что очень трудно вот так отвлечься от экономики, политики, это могут сделать люди только близкие к просветлению, стремящиеся к “вертикальной жизни” (Задорнов делает движение ребром ладони снизу вверх), это не дано понять рабам. Но даже если десять процентов поймет то, что я только что сказал “Часу”, это уже будет высокий результат. Так что прошу напечатать без сокращений…


Написать комментарий