Аксения Митушова: «Когда мне было 108 лет…"

Фото Валерия Цыганкова
Фото Валерия Цыганкова
Навестить самую старую долгожительницу Латвии, Аксению Анкудиновну Митушову, отметившую в январе 108 лет, с первого раза не удалось – не было дома. Вернулась через час с продуктами из магазина, до которого метров четыреста, да еще надо перейти шоссе Даугавпилс-Санкт-Петербург, а по нему нескончаемым потоком едут машины.

Первая весть, которой поделилась долгожительница, была: постоянный набор ее продуктов подорожал на 9 сантимов. Это не страшно при 101-латовой пенсии, но все же. О повышении цен она слышала по телевизору, так что, когда продавцы отбили чек покупательнице, она была готова потратиться чуть больше обычного. Нисколько не расстроилась. Последнее огорчение в ее долгой жизни – кража старинных икон, которая случилась вскоре после того, как широко, вместе с Науенским волостным и районным начальством, телевидением, отметила 10 февраля 108-й день рождения. Показали всему городу, сказали, между прочим, и об иконах старинного письма – самом дорогом, что унаследовала Аксения Анкудиновна от отца, завершившего свой земной путь на 117-м году жизни. Украли обе иконы, когда хозяйка вышла из дома.

– С того дня Богородица стала сниться, – говорит собеседница твердым, отнюдь не старческим голосом, устраиваясь удобнее на диване и предварительно надев новую кофту.

Крестьянка родом из соседнего нам Игналинского района говорит, что теперь она не часто обновляет гардероб, всего у нее полно в шкафу. Разве что сапоги теплые купила – должна же зима прийти по-настоящему холодной. Как в ее детстве, когда не хватало в стужу одежды на восьмерых крестьянских дочерей и двух сыновей. Но не потому девочки остались неграмотными, что в школу нечего было одеть – отец считал лишним учение.

– Жить стали крепче ближе к сороковому году. Обрабатывали гектаров двадцать своей и взятой в аренду земли, – живо, не напрягаясь, вспоминает женщина, слух которой вполне позволяет вести беседу, не повышая голоса. – Когда Советы пришли, за эту самую землю батю и незамужнюю сестру, всех братьев вывезли в Сибирь. Натерпелись. Войны – одна и вторая – тоже через нас прошли. Дважды дом сгорал. Только отстроились, пошла сплошь мелиорация. Наш хутор Волкодобье предназначили к ликвидации, предложили занять неподалеку усадьбу вывезенных уже после второй войны. Батя отказался. Оно и правда – как чужое занимать? Получили компенсацию за дом и землю, приехали всей семьей в Даугавпилсский район.

О муже Езотии Евстифеевиче и трех сыновьях – Анисиме, 78 лет, Иване, 74 лет, и Савелии, 54 лет, с которым живет вместе – Аксения Анкудиновна говорит, что ей повезло. Муж никогда руку на жену не поднимал, слова худого не сказал. Но и она изо всех сил старалась, чтобы в доме был порядок, скотина ухожена. Первая в Игналинской округе красавица, она смиряла унаследованную от матери гордыню, чтобы угодить мужу. Человек глубоко верующий, старообрядка, она и сегодня считает, что устои семьи крепки тогда, когда у очага есть настоящая хозяйка. Надо ходить в храм и в молодые, и в преклонные годы, как делает теперь самая старая жительница страны. Сын Иван возит ее в Нидеркунскую молельню, просит остаться после службы у него дома, побыть подольше с внуками.

– Так я не прочь, однако скоро к себе домой тянет, хотя люблю и внуков, и правнуков, а сколько их точно, я уже счет потеряла, наверное, больше полутора десятков, – объясняет свою привязанность к нажитому за полвека месту хозяйка. – И готовят невестки хорошо, однако хоть я и непривередлива, стараюсь готовить все сама. И первое, и второе, и третье. Чаек некрепкий с черным бальзамом приму, если слабость почувствую. Спасибо за электрочайник председателю волости Василисе Пудовкиной. А вообще меня обихаживать не надо. И в баньку, благо она во дворе, сама хожу. Сына не прошу меня помыть. Это ж срам, с мужиком вместе в бане. Когда такое по телевизору показывают – выключаю. Никогда не спорю с теми, от кого слышу, как они ругают эту жизнь. Но скажу откровенно: жить хорошо всегда.

Семейный доктор Сандра Строде, наблюдающая г-жу Митушову сказала ЭН, что пациентка скорее игнорирует медицину, чем слушается ее. Например, попав единственный раз в жизни в больницу с поломанными от падения ребрами, пациентка настояла на третий день на выписке домой. Хорошая наследственность и здоровый образ жизни – вот далеко неисчерпанные ресурсы Аксинии Анкундиновны.

Владимир РУДОЙ

07.11.2007 , 10:59

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий