Криминальная недвижимость: грядет война с «российскими»

О «земельных отстрелах» в качестве эксперта у нас говорит полковник-лейтенант в отставке Сергей Лебедев, экс-руководитель отдела по раскрытию особо тяжких преступлений криминальной полиции ЛР, ныне частный детектив. Как человек вне системы, он говорит свободно. И предвидит криминальную войну с россиянами, вложившимися в наш «пузырь недвижимости».

- Я свободный художник, просто пенсионер, консультант, – начал г-н Лебедев. – На меня наехать невозможно, на мою фирму наехать невозможно, потому что у меня ее нет. И поэтому я говорю то, что думаю.

О пузырях и убийствах

- Всплеск преступлений вокруг земли уже начался: за последние две недели было, как я понимаю, два убийства предпринимателей, связанных с недвижимостью. Момент «сдувания пузыря» всегда чреват кровью.

Что сейчас происходит? Все набрали кредитов, под это нахватали земли, перезаложили ее, снова набрали «недвижки»… Но «пирамида» рано или поздно падает, кредиты надо возвращать, а денег нет. И начинается проблема долгов.

Впрочем, как это происходит, мы отлично знаем, напоминает г-н Лебедев, все это мы уже один раз прожили в 1993-95 гг.

Тогда тоже лопался пузырь, правда, другой. Падали пирамиды типа «Пиларса», «Макс-холдинга» и коммерческие банки, которые от них не сильно отличались. Сейчас и вспоминать-то смешно, как банкиры того времени рекламировали прием вкладов у населения под 30 – 50 процентов годовых. А на вопрос: какой же бизнес дает такую прибыль, делали важное лицо и ссылались на коммерческую тайну.

Банкирам тогда верили. Как и в наше время – еще год назад почтенная публика искренне верила в зазывки типа «Лучшие инвестиции – в элитную недвижимость в будущем поселке «Жирафу плявас». Как же было не верить? Латвия – «балтийский тигр», имеет сумасшедший рост ВВП, правительство говорит, что все хорошо и пр.

*Но пузырь сдувается. Приехали. *

- Если я правильно помню, то за 1993 год было почти 400 убийств по стране, – поясняет г-н Лебедев. – Это были годы криминального пика.

- Но у широкой публики бытует такое мнение: должников убивать нельзя, иначе с них ничего не взыщешь…

- Все зависит от кредитора. Один кричит: «Потерял деньги, да фиг с ними»; а второй защищает свою деловую репутацию: «Мочи собаку! Меня кидать нельзя!»

Предсказать масштабы грядущих разборок, понятно, сейчас трудно:

- Бог с ними, с этими бандитами, которые друг друга мочат. Если это чисто бандитская разборка – позвонили, сказали, где закопали, – спасибо большое. Мы знаем, кто кого замочил, похоронили по-людски и забыли… Но сейчас трудно даже представить себе количество людей, которые были обижены и влезут в будущую драку. И вот в чем я вижу основную проблему: есть люди, которые вложились в недвижимость под какие-то обещания, и многие из них – «серьезные люди» из России. Они и могут начать тихонько – «чпок»…

О криминальной войне с «российскими»

Между пузырем 90-х и нынешним есть серьезное отличие: российские деньги, считает г-н Лебедев.

- Если раньше – в 93, 95-х – в Латвии стрелялись только между собой и это поле было гарантировано для россиян как нейтральная полоса, то сейчас, боюсь, сюда влезут московские. А там все серьезно: сращивание силовых структур со всем остальным – куда ни плюнь, то депутат думы и сотрудник «органов».

В отличие от 90-х, сейчас здесь нет серьезных чеченских денег (помните скандалы с фальшивыми авизо?..). Но здесь сейчас есть московские и уральские деньги. Многие наши по дурости их набрали. Проблемы с этим еще будут.

Что будет делать полиция?

Наши спецслужбы, по мнению г-на Лебедева, к такому «хард-криминалу» просто не готовы. Это же не телефоны чиновников прослушивать, чтобы потом заловить на взятке тысяч в 20 запуганного «белого воротничка», который так надеялся купить себе домик в «Жирафу плявас». Все это детские игры по сравнению с тем, что может начаться.

А полиция? Что она сейчас может? Людей не хватает, с агентурой работать разучились, «на земле» – тоже… Впрочем, об этом можно говорить долго и эмоционально.

- Когда пришли Годманис и Лиелюксис, я еще подумал: вот, пришли хорошие ребята. И один сильный, и второй. Но, во-первых, они опоздали на пять лет. Все, что они предлагали, надо было делать раньше.

И во-вторых. Что вообще могут сделать «политические комиссары» в МВД, которых в любой момент можно снять? Ведь у них даже более шаткое положение, чем у Лоскутова и Майзитиса. Любая склока между партиями, любое серьезное задержание чревато отставкой.

….И вот на днях смотрю по телевизору на Годманиса – у него глаза загнанной лошади. Он явно уже понял, что попал в ловушку. Ведь чтобы наводить порядок в полиции, должно быть государственное решение: мы назначаем министра и начальника государственной полиции на 5- 7 лет с гарантией несменяемости. Вот тогда эти люди могут что-то сделать.

А так – до первого кризиса или ЧП.


Написать комментарий