Если человек родился в Латвии, он гражданин

Комиссар Совета Европы по правам человека резко осудил невыполнение Латвией норм в области прав человека. По-прежнему существует статус негражданина, в обществе царит нетерпимость. Что делать? Абсолютно по-европейски и логично: если человек родился в Латвии, даже в Латвийской ССР, то он – гражданин Латвии.

Эстония на шаг впереди нас. Там уже 10 лет неграждане имеют право избирать местные самоуправления.

Последние события вокруг Бронзового солдата абсурдны. Перемещен памятник, созданный по проекту эстонца, позировал для памятника эстонец и установлен был Бронзовый солдат в честь эстонских красноармейцев, каких было много. Только из Латвии в Красной армии воевало 100 000 латышских парней. Так против чего мы боремся – против своего прошлого?

В Латвии процесс натурализации зашел в тупик, неграждан по-прежнему много. Европа предлагает решение: предоставить негражданам гражданство и объединить общество, но правящие политики боятся. Чего?

Я только что вернулся из Таллина и знаю, с чем можно сравнивать. 90% русскоязычных жителей Эстонии голосуют за эстонские партии, например, за Сависаара. В Латвии же правящая элита думает, что русскоязычные голосуют только за русских. Они потому так и голосуют, что подвергаются дискриминации по национальному признаку.

Реформа русских школ формально проведена, но практически не действует. Мало в какой школе обучение ведется на латышском. Не может русская учительница преподавать математику русским школьникам по-латышски! Я слышал такой урок, это просто ужасно. Результат – снижение успеваемости в школах.

В Таллине на митинге за права неграждан я встретил латыша Юриса, который является негражданином Эстонии и подвергается такой же дискриминации, как и другие неграждане. На работе ему платят более низкую зарплату, чем гражданину-эстонцу.

Мы, латыши, должны понять, что мы не одни в этой стране и гостей здесь нет. Многие национальности веками живут в Латвии. Русскоязычная оппозиция может быть конструктивной и вместе с другими партиями голосовать против войны в Ираке, концертного зала на дамбе АВ и поправок к законам о госбезопасности. Эта оппозиция единым фронтом с другими латышскими оппозиционными партиями поддержала кандидатуру Айвара Эндзиньша на пост президента.

По опыту работы в Юрмальской и Рижской думах могу сказать, что порой русским и латышам легче сработаться, чем латышу с латышом или русскому с русским. Наше различие нас объединяет и дополняет – это факт.

Европа будет многонациональной всегда, и Латвии не удастся изолироваться ни от ЕС, поскольку мы входим в ЕС, ни от соседней России.

Поставим точку на проблеме неграждан, предоставив гражданство всем проживающим в Латвии, и не будем спорить с Россией или Европой по национальным вопросам. Лучше поспорим об экономике, транзите, квотах на экспорт, газо- и нефтепроводах.

Я патриот Латвии и считаю, что политики, занимаясь национальными вопросами, упускают возможности, которые дает Латвии ее географическое положение. Латвия может стать второй Швейцарией, только абсолютно все в этом должны быть заинтересованы.

Пока в Латвии не сменится политическое поколение 90-х годов, Европа и Россия нас не поймут никогда. Только политики нового поколения смогут спасти ситуацию в экономике, в деле соблюдения прав человека и остановить массовый отток рабочей силы. Нам, латышам, предстоит еще многому научиться, чтобы все мы жили в демократическом обществе, отбросить старые стереотипы и смело смотреть в будущее.


Написать комментарий