Знаковое дело

Даже с учетом веяний ворвавшегося в двери дикого капитализма — это особенное дело. Желание прихватить чужую собственность настолько очевидно, пущенные в ход методы настолько агрессивны и даже просто неправдоподобны, судебная тяжба в простейшем деле, с точки зрения здравого смысла, оказалась настолько длительной, что внимание прессы к данному делу совершенно оправдано.

Это дело достойно войти в аналоги юриспруденции. Оно знаковое! Оно есть — честь и совесть пережитой эпохи варварского накопления капитала, когда для достижения цели все средства хороши. Эпохи маленького человека, очутившегося один на один с нечистоплотными представителями законности. Дело эпохи вердикта, зачастую зависевшего от толщины кошелька. Сколько сломанных судеб затеряно, сколько их, маленьких людей, оказались сломленными прессом этой махины? Данное дело знаковое потому, что нашлись люди, которые решили пойти до конца. Несмотря на угрозы! Это дело знаковое потому, что от решения его, в какой-то мере, зависит ответ на вопрос, насколько наше общество вообще цивилизованно, насколько мы созрели для Европы де-факто…

Партнерское предложение

Приватизация, создание новых фирм на месте прежних, смена владельцев — все эти факторы обусловлены множеством экономических нюансов. Бывает и так, когда глаз лежит на чужое добро. На танке все-таки не въедешь, тогда, проще всего, войти в доверие. Как правило, в таких случаях просто предлагают помощь.

Явившись в известную всему городу типографию, что по улице Валкас, обычной наружности некто г-н Москалев предложил не «крышу», а материальную помощь. На развитие предприятия. Так и сказал: «Я научу вас делать деньги!» Однако вместо «живых денег», в конце концов, руководство типографии получило кредит «живой» наличкой и «железобетонную» гарантию на заказы от зарубежных фирм. Рассчитывая на конкретные вливания, а не на «драконовский» кредит, но, доверившись слову и имея договоренность с потребителями продукции, руководству типографии пришлось принять условия. Залогом возврата кредита был оформлен фотосалон «Кодак» по улице Ригас: никакие другие предложения, включая ту же типографию, навязчивого «благодетеля» не интересовали. Интересный нюанс: внеся первый взнос, не сходя с места, новый совладелец типографии Москалев «отсовокупил» себе четверть суммы на «мелкие» расходы. Так и сказал: «Мы же партнеры…»

Вторая часть суммы была получена в офисе юриста Медведева, тоже не вся — за вычетом процентов. По условиям договора, кредит давался на год. Кредитором выступил некто г-н А.Силадевиньш. Договор заключался долго и мучительно, более кабальных условий трудно представить. Дабы подвигнуть народ на скорейшее «сотрудничество», по ходу дела типография и фотосалон стали подвергаться «случайным» рейдам полиции, как выяснилось, родным братом кредитора оказалось не последнее лицо из фискальных органов. Но все это были еще «цветочки». Пройдет немного времени, и полиция будет подозревать бывшего директора типографии в ношении оружия, совсем скоро никто не будет удивляться, что младшую дочь, школьницу, без присутствия родителей полиция будет допрашивать на предмет «торговли наркотиками». Проявит себя полиция и еще в одном деле…

Грабеж как «внутреннее дело»

Как правило, экономические преступления тянут за собой уголовные. Данное дело не стало исключением. Несмотря на то, что до истечения срока выплаты кредита оставалось три месяца, в середине сентября 2002 года в фотосалон «Кодак» нагрянул юрист Медведев. Но не один.

Как известно, выселением из помещения занимаются судебные исполнители. То есть, в любом случае, дело первоначально должно решаться в суде. Г-н Медведев решил «упростить» процедуру — взял и подключил к проекту по выселению охранную фирму «Абсардзе», которая, к ее чести, после предъявления документов ретировалась. Свято место пусто не бывает: недолго думая, г-н Медведев побежал в частную охранную фирму «Пентано». И те принялись «охранять»! С боем заняли «Кодак»! Выгнав людей на улицу, заняв помещение и завладев дорогостоящим оборудованием, хозяйку «Кодака» буквально выволокли на улицу! И был на дворе 2002 год!
Невероятно, но факт. В свое оправдание руководство «Пентано» и г-н Медведев, уже на суде, пояснили, что поставили в известность полицию! Какое отношение может иметь полиция к факту насильственного захвата фирмы без решения суда — тайна, покрытая мраком. Что касается нашей доблестной полиции: оказывается, полицейская машина действительно стояла возле здания «Кодака» в центре города! Более того, из машины велась видеосъемка!! Полиция не просто наблюдала, а документально наблюдала за творимым бесчинством! Приказ, понятно, есть приказ, но газете известно, что всякое видевшие на своем веку, полицейские пребывали в шоке, комментируя кадры открытого беспредела! Телефонные же звонки в полицию прохожих и работников фотоателье полиция комментировала… как чье-то «внутреннее дело»! Если вас грабят, уважаемый читатель, возможно, что это ваше и грабителя «внутреннее дело»! Обер-прокурор города Артур Лиетавниекс, с которым удалось связаться работникам ателье, предупредил о противоправных действиях руководство охранной фирмы, на что получил ответ, что «руководство в курсе», за все отвечает юрист г-н Медведев, до которого в тот день прокурор, понятно, так и не дозвонился.
Еще два дня назад юрист Медведев дружески жал руку и улыбался. Через два дня: «А вы здесь никто!..» Так и сказал. Помещение, сказал, оформлено на другого человека — г-на Завадского.

Все стало на свои места.

А годы идут…

Суд по уголовному делу о насильственном захвате помещения г-ном Медведевым, собственно, прошел два года назад. Однако в силу технических ошибок (неправильно указанных в документах фамилий), вышестоящей инстанцией — Окружным резекненским судом, куда подал апелляцию обвиняемый, — дело было возвращено в Даугавпилсский суд на повторное рассмотрение. В таких случаях принято говорить о досадных случайностях. Оно все бы, может, и ничего — лишь бы справедливость торжествовала, только правы и те, кто говорит: «А годы идут…»

Так или иначе, но всю прошлую неделю проходили заседания. Какое решение вынесет нынешний суд? Оглашение приговора назначено на 28 мая. Что касается суда предыдущего, то из приговора явствует: «прямой умысел подсудимого Медведева на совершение самоуправных действий перед проведением преступного деяния». Не мог не обратить внимания прошлый суд и на договор г-на Медведева с полицией, отметив «проведенную консультацию» юриста Медведева с руководителями правопорядка города Даугавпилса». По мнению суда, подсудимый Медведев прекрасно знал, что в компетенцию полиции не входит урегулирование гражданских споров: «Суд полагает, что проведенная консультация была направлена на обеспечение нейтралитета полиции при проведении насильственного освобождения помещения».
Дело получило широкую огласку по всей стране. С самого начала журналистами выдвигались предположения о групповом характере операции по отчуждению имущества. Всему городу известны персонажи этой неприглядной истории, прямо или косвенно в ней замешанные. По мнению потерпевших, не привлеки дело внимания прессы, еще неизвестно, чем эта история могла закончиться. К слову сказать, некоторых фигурантов дела уже нет в живых, кто-то «просто пропал», но это уже другие истории. Возвращаясь к теме, следует отметить, что сегодня подсудимый Медведев в недоумении, почему дело возбуждено только против него одного, почему, например, все забыли охранную фирму «Пентано»? Тактика юриста понятна — ввести правосудие в заблуждение: перенести часть ответственности на других, любыми путями тянуть время. Впрочем, общество приняло бы позицию суда, вынеси судья параллельно определение и по другим участникам дела. Небезынтересно бы, например, узнать, кто и для кого приказал снимать «кино» нашей доблестной полиции, соблюдающей «нейтралитет» в то время, как на улицу волокли женщину с побоями, прости, Господи, «охранники». Кстати сказать, охранники «Пентано» уже отреагировали. На суде главный двинский охранник «Пентано» г-н Рязанцев сообщил, что, со слов Медведева, охранники поняли дело так: они должны освободить помещение от “посторонних”! На вопрос прокурора, почему «Пентано» посчитало хозяев посторонними, г-н Рязанцев сообщил, что доверился юристу Медведеву! Другими словами, доверился авторитету! В этой связи нельзя не отметить, что на суде своими интерпретациями закона юрист Медведев шокировал как присутствующих, так и прокурора, о чем последний не преминул сказать в своем заключительном слове.

Эпилог

Была у людей работа, заработок. Не в кубышку, на счет фирмы положили люди деньги, взяв себе на беду «напарника» по бизнесу. Сделался напарник директором и стал «учить» людей «делать деньги». И остались люди без денег, без обещанных зарубежных заказов, без фотосалона «Кодак», без типографии.
Все мы родом из того прошлого. Той самой эпохи, в которой громко культивировались честь и совесть. Но пришли другие времена. Словно в ледяной воде, как-то вмиг оказалась часть общества. Куда-то, на задний план, вдруг стала отходить мораль. Но прошло еще время, и оказалось, что честь и совесть — понятия не такие уж абстрактные. Бог шельму всегда метит — в любом времени, в любой эпохе есть совершенно понятные, доступные всем вещи, основанные на принципах справедливости, морали и совести. Опять оказалось, что хороших людей больше, чем плохих. Иначе и быть не может. Иначе — тупик!

Несколько лет длится суд. Ничто не ново — откладывается он по разным причинам ответчиком. Два месяца назад г-н Медведев решил поменять адвоката, пояснил суду, что хороших надо искать в Риге, на что ему нужно время. От судьи последовал ответ: дело будет рассматриваться в любом случае!
Так дождутся ли люди справедливости? Остается подождать всего пару дней…

ОТ РЕДАКЦИИ. В следующем номере газета сообщит читателям о приговоре суда.

24.05.2007 , 13:20

Роман САМАРИН


Написать комментарий