Для кого закон писан?

Поправки к Уголовному закону, подразумевающие реальное лишение свободы за нарушение правил доставки, реализации и хранения акцизных товаров, гребут под одну гребенку как преступников, так и представителей оптовой и розничной торговли.

Чтобы боялись

Изменения к 211-й статье закона подразумевают лишение свободы на срок до двух лет или денежный штраф до 60 минимальных зарплат за повторное нарушение в течение года.

Как объяснил Телеграфу глава Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич, такие меры в основном используются как рычаг для борьбы с круткой, нелегальным топливом, контрабандным топливом и с другими серьезными нарушениями. А продавца, который продал сигареты несовершеннолетнему, никто в тюрьму сажать не станет.

Цена ошибки

Однако с этим согласны не все. Ведь закон не должен трактоваться в таких широких пределах. Как считает председатель правления компании Virši-A (сеть заправочных станций) Янис Риекстиньш, в данном случае необходима градация наказаний. Ведь и в дорожном движении за переход улицы в неположенном месте один размер штрафа, а за аварию с человеческими жертвами — совсем другой.

Нарушения правил на практике случаются довольно часто. Но это результат не злоумышленных или корыстных действий, а просто ошибок, невнимательности, усталости продавца и т.д. А тут получается как в поговорке: сапер ошибается один раз, а продавец — два раза.

По словам пресс-секретаря Maxima Latvija (бывший VP Market) Ивара Андиньша, сеть их магазинов эта проблема почти не касается. А вот оптовые торговцы алкоголем на нее действительно жалуются. По их словам, одна неправильно поставленная запятая или опечатка в отчетности может стоить дорого.

Контролируют то, что проще

По словам Риекстиньша, на владельцев АЗС постоянно ведется настоящая охота со стороны контролирующих органов. Продавцы магазинов, расположенных на автозаправках, отлично об этом знают. Но порой бдительность их подводит. Да и что продавец сможет сделать, если после 10 вечера в магазинчик заходит человек, берет с полки две бутылки пива, бросает на стойку деньги и уверенно выходит. Бежать ему вслед? Или рослый акселерат покупает пачку сигарет, — у каждого паспорт не попросишь. Риекстиньш рассказывает случай, когда в провинции полицейские подослали рослого несовершеннолетнего купить сигареты и уже составили протокол, когда кто-то узнал подставного покупателя, сказав, что вчера ему как раз исполнилось 18 лет.

Когда бензовоз привозит топливо, продавец должен взять у водителя документы, внести все сведения в компьютер и лишь потом позволить заполнять топливом емкости. Однако если в этот момент он должен обслужить покупателей, а водитель начнет сливать содержимое цистерны, то это также будет считаться преступлением. “Кто будет сидеть в тюрьме? Продавец?” — спрашивает Риекстиньш. Его возмущает, что в то время как в стране процветает нелегальная торговля акцизными товарами, расплачиваться за это должны компании, которые ежегодно платят в казну многие миллионы латов в виде налогов. Поймать настоящего преступника непросто, а торговцы всегда на виду, их контролировать гораздо проще.

Денежный штраф тоже никак не назовешь подарком. Тем более что в правительстве неоднократно говорилось о снижении административного давления на торговцев топливом в качестве одной из мер по уменьшению его стоимости и снижению инфляции.


Написать комментарий