Sib Irija — новый рай для латышей?

У моего знакомого заболел сын. Смертельно. Одна надежда была на пересадку печени. Только за границей. И отец уехал на заработки в Ирландию, потому что здесь -— где родился, не пригодился, а там смог за год заработать сыну на операцию. И спас его — с помощью добрых ирландцев, предоставивших ему работу, да еще и по специальности.

Девушка потеряла жениха, потому что он остался в той же благословенной Ирландии, и на Латвию решил наплевать, и невесту там нашел, и живет припеваючи. Мать не дождалась сына — ну не смог он приехать в латгальскую глубинку даже на ее похороны, хотя копил там на их хорошую жизнь. Дети без родителей мыкаются — хотя деньги им посылают из Ирландии, но может ли это заменить отсутствие любви и заботы?

Родина — уродина?

У государства нет ни реальной программы, ни заинтересованности в том, чтобы латвийцы (неважно уже, какой национальности, просто те, кто здесь родился и прожил всю жизнь) могли бы именно на родине самореализоваться. Но как бы наши горе-политики ни усердствовали, никакая демагогия не может задурить людям головы. И особенно молодым, которые подходят к проблемам непредвзято, без груза “опыта жизни”, который может только по рукам-ногам связать, но проблемы-то новые, и старыми средствами их не решишь.

И вот молодые документалисты — Ивар Звиедрис, Инесе Клява, Лайма Муктупавела сняли фильм о массовом исходе людей из Латвии. Финансировали этот проект Фонд культурного капитала, продюсерская группа Screen Vision и студия Ансиса Эпнерса Ave. Снимали в Ирландии, где трудятся наши гастарбайтеры, и в Латвии, где остались их родные.

Название SIB Irija, конечно, не случайно — когда-то в поисках богатых земель и лучшей жизни латыши двинули в Сибирь. И так там развернулись, что по сю пору не стремятся приникнуть к корням — учитывая, что тем, кто в момент провозглашения латвийской независимости решил вернуться на историческую родину, даже не предоставили гражданства. “А почему сбежали из Латвии в трудный момент?” — на полном серьезе допрашивала чиновница моих родственников-сибиряков. Нет ответа; они собрали вещички да и уехали — не в Ирландию, правда, в Сибирь.

Возвращайтесь!

Пафос нового фильма (не будем бояться пафоса, в драматический момент, который Латвия сейчас переживает, он нужен) в том, что авторы, люди молодые и прогрессивные, поняли — не надо уезжать. Надо возвращаться, потому что… Вот с этим “потому что” у них не слишком убедительно получилось. Они констатируют факты — десятки тысяч жителей Латвии сейчас в Ирландии. И живут неплохо, в отличие от их оставшихся здесь соотечественников. Но факты для документалиста — это еще не все. Важны анализ ситуации и поиски выхода — не отъезда, а возвращения. Это, на мой взгляд, в фильме если и прозвучало, то невнятно. Можно ведь было и не ездить в Ирландию.

А просто поснимать в Латвии тех, кто здесь остался, ждет встречи со своими близкими, бедует и горюет. И тогда бы, может, и тех, кто уехал, проняло — хотя каждый решает сам, как и где ему быть.

И все же — возвращайтесь!

Иллюстрации, использованные в статье, — кадры из фильма


Написать комментарий