Освободите квартир

Не одному жильцу денациона-лизированного дома пришлось услышать от своего хозяина эти неприятные слова.

В связи с отменой Кабинетом Министров Латвии потолка квартплаты было бы некорректным говорить лишь о проблемах домовладельцев. А каково жителям, по воле государства сначала ставшими заложниками денационализиро-ванного жилья, а затем выселенными в трущобы?

Хрен редьки не слаще

Нина Блинова прожила в хозяйском доме, расположенном на улице Виестура, 84, одиннадцать лет. Долгов перед хозяином за свою 3-х комнатную квартиру не имела, хотя иногда испытывала серьезные материальные трудности. А тут еще подраставший сын, которому в его возрасте (сейчас 21 год) много чего надо было.

В 2006 году, согласно заключенному договору, Блиновы платили из расчета 54 сантима за один квадратный метр жилья. Управляющие дома поначалу менялись один за другим. Пока недвижимостью не стал управлять последний хозяин, который, не церемонясь, однажды прямо заявил, что ему нужна квартира Блиновых.

Нина обратилась в Гордуму с заявлением о предоставлении семье жилья. Ей предложили три варианта: на Новом Строении, в Крепости и еще где-то. Хотя эти квартиры считались благоустроенными, однако, их техническое состояние оказалось таковым, что Блиновы сразу отказались от этого, с позволения сказать, “жилья”. Кроме того, женщину не устраивала отдаленность от центра города. Наконец, Гордума предложила двухкомнатную квартиру, расположенную на улице Михоэлса, 2а. Внешне кирпичный дом выглядит вполне прилично. Но когда Нина вошла вовнутрь, она едва не упала в обморок. Не только от долга за тепло и горячую воду, который на тот момент составлял астрономическую сумму — 2667 латов 89 сантимов, но и от вида квартиры. Это была самая настоящая трущоба, казалось, что дом находился не в городе европейского типа, а в зоне боевых действий, где по нему стреляли из орудий: стена, разделяющая две комнаты практически отсутствовала, сантехника разбита, стены ободраны, в них зияли дыры, которые предыдущий обитатель заткнул книгами, заклеив их сверху обоями, пол на кухне прогнил, потолки обшарпаны, электропроводка, державшаяся на честном слове, представляла серьезную опасность для жизни людей. К счастью, хоть батареи отопления находились на месте. Нина и ее супруг Сергей, подумав, согласились, так как Гордума, похоже, ничего более существенного и достойного предоставить им не могла. Все коммунальные издержки жилья компенсировались близостью к центру города. Блиновы остались.

С шапкой по кругу

Первым делом надо было делать ремонт. Хозяин дома на улице Виестура дал Блиновым на переселение ровно месяц. В противном случае он пригрозил им трехкратными штрафными санкциями. Но попробуй уложиться в этот срок, если денег на основательный ремонт нет. Супругам Блиновым пришлось пустить шапку по кругу, они занимали необходимую сумму у близких и знакомых. В итоге полный ремонт жилья от подвала дома до потолка квартиры обошелся хозяевам в 3 тысячи латов. Стены оказались в таком состоянии, что пришлось всю квартиру обшивать регипсом. Не говоря о других значительных тратах.
Теперь это вполне приличная квартира — уютная, чистая и удобная, приведенная в порядок не стараниями государства или муниципалитета, а людьми, не по своей воле оказавшимися в сложной житейской ситуации. Но кому сегодня есть дело до проблем Блиновых? Там выселили, здесь было не въехать, а 3 тысячи латов из своего кармана пришлось выложить. С долгами к моменту нашей беседы Нина рассчитаться еще не смогла. Есть и другая причина, омрачающая настроение женщины. Беда в том, что квартира пока не является ее собственностью, несмотря на серьезные капиталовложения.

Не дают приватизировать

Любому человеку хочется жить в своем законном угле, каким бы он ни был. В то время, когда народ активно приватизировал жилье, Нина Блинова, ставшая заложницей хозяйского дома, подключиться к этому процессу не могла при всем желании. И вот, пережив выселение, она теперь хотела бы узаконить свою квартиру. Но Гордума упорно отказывается дать разрешение на приватизацию, хотя Нине Блиновой известны случаи, когда люди, как и она, поначалу получившие жилье без права приватизации, затем каким-то непонятным образом получали “добро” городских властей на приобретение недвижимости в свою собственность:

— Я на приеме у госпожи Строде спросила: “Почему одним жителям города можно приватизировать жилье, а другим нельзя”. На что мэр мне ответила: “Я не в курсе, так как находилась в отпуске. Если вас что-то не устраивает, то подавайте жалобу в Ригу в Конституционный суд. А у тех, кому удалось приватизировать квартиры, я их отниму”.
Блиновы тоже получали жилье на улице Михоэлса, 2а без права приватизации, ибо лимит выделенного на переселение времени не позволял им ставить Гордуме какие-либо выгодные для себя условия. Позже Н.Блинова несколько раз в письменной и устной форме обращалась в Думу с просьбой дать ей разрешение на приватизацию, но каждый раз получала отказ. Почему? В чем вина Блиновой? Может, в том, что по воле судьбы или случая она оказалась в хозяйском жилье, которое затем по закону перешло в руки хозяев или их наследников, получивших право “казнить” или миловать? Какова роль в этом процессе местной власти? Делать людям еще хуже, чем есть? Почему бы не дать человеку разрешение на приватизацию жилья, коль обстоятельства сложились не в его пользу. Абсурд какой-то, если не сказать больше:

— Гордума не выделила мне ни сантима на ремонт квартиры. Мне непонятно такое отношение к людям. Это неприлично и непорядочно.

В суд на Гордуму

В итоге Нина Блинова вынуждена была подать жалобу в Административный рижский суд на Даугавпилсскую Гордуму за то, что в течение месяца она так и не смогла решить вопрос о приватизации квартиры. Решение столичного суда должно было возобновить этот срок, после чего Нина намеревалась подать иск в Даугавпилсский суд для решения вопроса о приватизации. На поездки в Ригу, оформление необходимых документов и прочие затраты из ее личного кармана ушло более 100 латов. В первый раз Административный суд, состоявшийся в сентябре прошлого года, никакого решения не вынес по той причине, что в деле недоставало необходимых документов. Второе заседание суда, состоявшееся в октябре, оказалось для Блиновых неутешительным: мол, установленный месячный срок закончился и поэтому уже ничего сделать нельзя. Но Фемида оставила маленькую тщетную надежду: в течение месяца со дня вынесения решения его можно обжаловать. Нина так и сделала, подав жалобу в Административный окружной суд. Он должен был состояться 8 января. Но официального ответа Нина Блинова пока еще не получила. Независимо от того, какой вердикт вынесет суд, женщина останавливаться на этом этапе не собирается и намерена использовать все рычаги влияния на, по ее мнению, беспредел местной власти — вплоть до подачи жалобы в Страсбургский Евросуд по правам человека. Стыдно, что такой по сути дела пустяковый вопрос, находящийся в компетенции городских властей, придется решать Европе. Будто делать там больше нечего, как только решать наши квартирные проблемы.

На руках у Нины имеется любопытный документ — обращение жителей Вентспилса, которым также, как и Нине Блиновой, не разрешалось приватизировать жилье, к президенту Латвии. Из канцелярии главы государства ответили, что, согласно закону “О приватизации государственных и муниципальных жилых домов”, жители, выселенные из хозяйских домов, “имеют право первой руки приватизировать квартиру, как жители денационализированного дома”. Правда, эта бумага датирована 11 марта 2005 года. Но что могло измениться за это время в Даугавпилсе? Нина Блинова всех деталей не знает. Женщина ощущает лишь одно — это неуверенность в завтрашнем дне.

На чемоданах

А вот другая ситуация. В этом же доме на улице Виестура готовится покинуть свою 3-комнатную квартиру площадью в 54 квадратных метра Юрий Борский со своей семьей. С 1968 года данное жилье принадлежало родителям Юрия, который, переезжая с квартиры на квартиру, в конце концов оказался в упомянутом доме. На дворе был 1994-й год. Все последующее время вплоть до последнего дня семья добросовестно расплачивалась за жилье в положенные сроки и в полном объеме требуемых средств. Поначалу тогдашние управляющие дома, действовавшие от имени владельца собственности, проживающего в Израиле, симпатий своим поведением у Юрия не вызвали. Прежде всего некомпетентностью и безграмотностью в вопросе управления домом:
— Это были дилетанты — малообразованные люди, имевшие большое желание что-то творить, но не знавшие, как это осуществляется в реальности. Повезло людям: ну упала на их голову собственность. Однако опыта в ведении домового хозяйства не было никакого. А ведь без этого — никуда. Они пытались подсунуть мне для подписи какой-то типовой договор, не отвечавший моим интересам и условиям проживания.

Впоследствии отношения с хозяевами у Юрия складывались хорошо. Он не может сказать, что они плохие люди, и понимает, что у них тоже есть свои проблемы и интересы. Так Ю.Борский дожил до момента, когда законодательство с 1-го января этого года, отменив потолок квартплаты, полностью встало на защиту домохозяев, а не жильцов:

— Теперь мяч на стороне домовладельцев. В настоящее время происходит регулирование рыночных отношений между хозяевами и жильцами. Вопрос на самом деле стоит просто: способен платить за квартиру — живи, не можешь — переселяйся в другое место.
С января этого года арендная плата за один квадратный метр жилья в доме, где пока еще проживает Юрий, составляет 70 сантимов.

— Я человек обеспеченный. Для моей семьи не составляет особого труда заплатить за квартиру, но это не решение вопроса. Экономическая ситуация такова, что она не позволяет пользоваться мне этим добром — хозяйской квартирой. А просить крышу над головой у городских властей я не пойду. У нас есть жилье, оставленное моими родителями. Но даже и не в этом проблема. А в том, что в результате дележки пирога, полученного после социалистических времен, мы, как арендаторы жилья, остались ущемленными в своих правах. По отношению к нам принцип социального равноправия оказался явно нарушен. И вина в этом, в первую очередь, государства.

По мнению Юрия Борского, подобные глобальные проекты, каким в свое время являлся процесс денационализации собственности, должны находиться в зоне ответственности государства, а не лежать на хрупких плечах квартиросъемщиков, которых власть имущие в очередной раз кинули.

18.01.2007 , 09:30

Анатолий КРЫЛОВ


Написать комментарий