Были бы права — защитник найдется

Сегодня депутаты Сейма соберутся на свое первое в этом году пленарное заседание. Начинать придется бодро. В повест-ке дня 18 вопросов, и среди них такой заковыристый, как утверждение кандидата на должность омбудсмена. Сложность ситуации заключается в том, что на ответственный пост первого в Латвии правозащитника претендуют две весьма противоречивые личности. Но откладывать решение нельзя. Депутаты и так затянули все установленные законом сроки, из-за чего в Латвии вторую неделю царит юридический вакуум в области защиты прав.

Чуда не произошло

“Омбудсмен” — для Латвии понятие новое. До сих пор функ-ции правозащитной организации у нас выполняло Госбюро по защите прав человека. Однако омбудсмен будет иметь более широкие полномочия, поскольку сможет контролировать не только исполнение буквы закона, но и соответствие духу закона и духу демократии. Например, стандартная ситуация: чиновник игнорирует интересы человека, ведет себя просто по-хамски, но формально действует в рамках закона. У Госбюро в этом случае руки связаны (ведь закон-то не нарушен!), зато омбудсмен сможет на полном основании вмешаться в конфликт и защитить пострадавшего от произвола госслужащего. Таким образом, омбудсмен должен стать своего рода посредником между государством и жителями в разрешении спорных ситуаций. Избирается он на 4 года. В его подчинении будут работать 50 человек.

В Швеции институт омбудсменов действует уже на протяжении 200 лет. В Литве и Эстонии — 10. В Латвии, согласно закону, первый правозащитник должен был приступить к своим обязанностям 1 января 2007 года. Но парламентарии сознательно затянули процедуру, надеясь, что за это время появятся новые, более подходящие кандидаты. Однако чуда не произошло, и выбирать госуполномоченного по правам человека придется из списка, в котором указаны только две фамилии — преподавателя Латвийского университета (ЛУ), доктора права Ринголда Балодиса и профессора политологии, гражданки США Расмы Шилде-Карклини.

Почему возмутился Добелис

Первый кандидат — представитель Народной партии. Балодис много лет состоит в рядах “оранжевых” и, по отзывам товарищей по партии, зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. В биографии 41-летнего юриста тоже все чисто. Получил диплом ЛУ, работал юристом в ООО Casinos Latvia, затем в Латвийской ассоциации торговцев, руководил двумя юридическими бюро, департаментом общественных дел Минюста и Управлением по делам религий. Сейчас преподает право в родном университете.

Второго кандидата сосватало ТБ/ДННЛ, хотя Расма Карклиня никогда не являлась членом объединения. За свою жизнь профессор много колесила по миру. Диплом политолога получила в Германии, а степень магистра международных отношений и доктора политологии — в США, в Чикаго. Она владеет четырьмя иностранными языками, в том числе русским. Имеет гражданство США. Правда, по слухам, факт двойного гражданства чуть было не выбил Карклиню из конкурентной гонки. Чтобы не давать повода для дебатов, профессор решила отказаться от американского паспорта и уже подала в посольство США прошение об отказе от подданства. Однако вряд ли этот поступок существенно увеличит шансы политолога.

Во-первых, кандидатуру Карклини неоднозначно оценивают сами “тевземцы”. Одному из старейшин объединения, депутату Юрису Добелису не понравилось, что профессор политологии слишком тактично отвечала на вопросы местной национально настроенной прессы. В интервью газете Latvijas Avīze Карклиня не поддержала “закодированный” в вопросе ответ, и говоря о наказании Александру Гильману, который, по мнению “тевземцев”, призывал к уничтожению Латвийского государства, заметила, что государственности Латвии ничто сейчас не угрожает. Добелис возмутился такой политкорректностью кандидата в правозащитники.

Свой кандидат ближе

Вторая причина, почему удача может отвернуться от Карклини, — это ее политическая нейтральность. Функции омбудсмена предполагают полную независимость от влияния правительства, но так как обоих претендентов выдвигают партии, то, следовательно, и шансов на победу больше у кандидата от более влиятельной политической силы. Тем более что “тевземцы” выдвинули своего кандидата без согласования с коалицией и подобное самовольство было негативно воспринято партнерами.

Голосование в Сейме будет тайным. Накануне “дня Х” партии предпочитали о своем выборе не распространяться. Однако, по информации, полученной Теле-графом из неофициальных источников, скорее всего, важный пост достанется Балодису. Что и неудивительно, если учесть, что его протекцией занимался сам Айгар Калвитис. В беседе с журналистами в начале декабря премьер открыто заявил: мол, не волнуйтесь, омбудсменом станет Балодис.


Написать комментарий