Супермаркеты: то ли они душат, то ли их задушили

Крупные торговые сети занимают лишь половину латвийского рынка продовольственных товаров, свидетельствует исследование, проведенное Балтийским международным центром изучения экономической политики (BICEPS). Для них готовятся поправки, которые призваны урегулировать отношения сетей и поставщиков товаров для них. Телеграф решил выяснить, что это значит для латвийских потребителей.

Мирное сосуществование

По мнению международных экспертов, розничная отрасль Латвии вызывает повышенный интерес по нескольким причинам. Прежде всего это важная составляющая экономики страны, которая начала стремительно развиваться только в 1990-х годах. “Когда я впервые приехал в Латвию в 1992 году, то ситуация с розничной торговлей
Кликните для увеличения и просмотра.
была для меня несколько необычной. Насколько помню, первый супермаркет в Латвии появился только в конце 1990-х”, — поделился автор исследования Алф Ванагс. Сегодня, по его словам, ситуация несомненно улучшилась.

В своем исследовании эксперты подсчитали концентрацию, то есть долю рынка, которую занимают ведущие торговые сети. Выяснилось, что литовские компании — VP Market, Iki, Norfa Retail и Rimi Lithuania — занимают 72% рынка. В Эстонии компании ETK Grupp, Rimi Eesti, A-Selver и Soome SOK — занимают 70% рынка розничной торговли в стране. А в Латвии крупные игроки — Rimi, VP Market, Mego и Nelda — вместе взятые занимают умеренную часть рынка, равную 50%.

“Для Латвии это нормальная ситуация, — прокомментировал
Кликните для увеличения и просмотра.
Телеграфу результаты исследования президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич. — На латвийском рынке представлены как крупные, так и мелкие игроки, которые между собой конкурируют, но жить друг другу не мешают”.

Кому нужны поправки?

Отдельное внимание зарубежные исследователи уделили вопросу о необходимости поправок к Закону о конкуренции, из-за которых торговцы и поставщики разделились на два противоборствующих лагеря.

Крестьяне и другие поставщики продолжают жаловаться на “нечестные условия сделок”, в числе которых отдельная плата за то, чтобы товар попал на полку магазина, слишком долгие сроки оплаты за поставленное, обязательное участие в маркетинговых мероприятиях торговой точки и определение цены ниже себестоимости продукта. Для того чтобы исправить ситуацию, правительство поручило Совету по конкуренции разработать поправки к Закону о конкуренции. С помощью поправок планируется уточнить определение доминирующего положения, исключив из него условие “по крайней мере 40% конкретного рынка”, ввести определение “существенное влияние”, относящееся к розничной торговле, и запрет на его использование. Эта инициатива пришлась не по душе торговцам, которые видят в поправках больше вреда, чем пользы.

Оценить поправки было предложено специалистам из BICEPS, которые называют себя экспертами в области торговли. Увы, они признались, что так и не поняли, для чего они нужны. Поднатужившись, они смогли только вспомнить печальный опыт Франции, которая ввела нечто подобное у себя в 1996 году. Там якобы торговцы стали давить на поставщиков с требованием снизить стоимость предлагаемого товара, а цены на продукты в магазинах, наоборот, выросли на 4%.

Так ли нам нужны эти пресловутые поправки? Этот вопрос поставил Алфа Ванагса в тупик. “В документе не сказано, что хорошего нововведения принесут покупателям, — пояснил эксперт. — Единственное, в чем я уверен, так это в том, что конкуренция будет расти”.

Латвия — не Ирландия

Не смогла ответить на поставленный вопрос и председатель Совета по конкуренции Иева Яунземе. “Благодаря поправкам к закону мы сможем ограничить власть закупочных организаций, проследить за бухгалтерским учетом торговцев и наложить соответствующие обязательства, — весьма расплывчато пояснила она. — Нас интересует, как действует целая система, а не каждый отдельный случай”.

На повторный вопрос Телеграфа, какую именно выгоду получат от поправок покупатели, конкретного ответа так и не последовало. Вместо этого госпожа Яунземе сослалась на то, что сегодня подобная практика действует в Ирландии, где правительство старается предотвратить ситуацию, когда торговцы ставят цену ниже себестоимости товара.

В свою очередь Хенрик Данусевич отметил, что нельзя сравнивать эти две страны. “В Ирландии рынок розничной торговли развивался в течение 100 лет, и отношения между сторонами сегодня можно назвать стабильными, — пояснил он. — А в Латвии рынок действует от силы 15 лет”.


Написать комментарий