Русский лес станет дороже

На прошлой неделе Государственная Дума России приняла в третьем чтении Лесной кодекс, в котором учла пожелание президента Путина сохранить лесное богатство страны в федеральной собственности и прекратить разбазаривание зеленого золота. Патриотический призыв вылился в конкретные шаги — решено значительно повысить вывозные пошлины на лес-кругляк. Это не сможет не сказаться на бизнесе многих латвийских бизнесменов, которые заняты импортом российского леса.

Народное добро

Одни россияне любят лес как место для отдыха, сбора грибов и ягод, другие — как место для наживы. Депутаты отказались от первоначальной идеи полной замены конкурсов аукционами. Аукционы, по оценке лесопромышленников, это, прежде всего, деньги: кто больше заплатит, тот и станет арендатором. Компании из других отраслей, разбогатевшие на высокорентабельном бизнесе, попросту скупят леса.

В свою очередь конкурсы отдают предпочтение тем, кто гарантирует цивилизованное лесопользование. Аукциона можно будет избежать при условии, если претендент на аренду лесного массива согласится участвовать в реализации приоритетных инвестиционных проектов, перечень которых утвердит правительство РФ.
Тогда считать мы стали пни

После мартовской оценки президентом плачевного состояния отрасли правительство приняло решение с 31 мая этого года повысить ставку вывозной пошлины на лес-кругляк с 2,5 до 4 EUR за кубометр с перспективой с 1 июля 2007-го увеличить ее до 10 EUR, то есть в четыре раза. Экспорт продукции глубокой переработки, согласно этому решению, не должен облагаться пошлинами.

Россия располагает четвертью мировых запасов леса, но ее доля на мировом рынке обработанных лесоматериалов не превышает 3%. Ежегодно вырубается свыше 200 млн. кубометров деловой древесины, глубокой же переработке подвергается лишь четверть (к примеру, в Скандинавии свыше 80%). Остальное древесное сырье в виде кругляка вывозится за рубеж. Его доля в мировой торговле составляет 22%.

Плюс еще примерно 7% приходится на контрабандный вывоз.

О выгоде инвестиций

Конечно, у латвийских предпринимателей от деревообработки всегда остается еще одна возможность сотрудничать с Россией. Это инвестиции в создание высокотехнологичных производств, благодаря которым наш восточный сосед сможет продавать не сырье, а полуфабрикаты и готовую продукцию, что может быть выгодно обеим сторонам, особенно если учесть, что рабочая сила в России пока дешевле, чем в Латвии.

Как рассказал Телеграфу исполнительный директор Латвийской федерации деревообработчиков Харий Йордан, если мы заглянем в первую десятку импортеров российской древесины, то увидим, что почти все эти предприятия уже серьезно сотрудничают в этом плане с Россией или планируют этим заняться. По словам Йордана, в самом повышении тарифов ничего трагичного нет.

Важно, чтобы у всех стран, покупающих лес в России, были одинаковые правила игры. И здесь не может не тревожить тот факт, что огромные объемы нелегального леса уходят в Китай, который, как известно, все больше конкурирует с нашими мебельщиками и производителями другой продукции деревообработки не только на латвийском, но и на европейских рынках.

Еще один удар по строительству

Янис МАРЦИНЬШ, исполнительный директор Латвийской ассоциации предприятий деревообработки и экспортеров:

— Вне всякого сомнения, повышение пошлин российской стороной затронет латвийский бизнес. Ведь многие наши деревообработчики охотно закупают лес у восточного соседа, добиваясь благодаря этому конкурентоспособной цены для своей продукции. Не удивительно, что в доле импортной древесины российская составляет около четверти. В год из России в Латвию экспортируется порядка миллиона кубометров древесины. Однако и власти РФ можно понять — они должны переориентировать отрасль на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

К сожалению, подорожание российского леса в первую очередь скажется на такой и без того постоянно дорожающей отрасли, как строительство. Здесь активно используется древесина с Востока, особенно из северных регионов России, так как у нее большая плотность, следовательно, она более долговечна.

Как бы то ни было, все по своим местам расставит рынок: если латвийским бизнесменам будет невыгодно покупать русский лес, они перестанут это делать. У Латвии и самой много ресурсов, примерно 70% досок и кругляка она отправляет на экспорт. Поэтому совсем без леса мы не останемся, иное дело — его стоимость. Во всем мире лесное сырье дорожает, и с этим придется смириться.

В принципе, уже сегодня в отрасли бывают перебои с тем или иным видом сырья. Допустим, мебельщикам трудно купить древесно-стружечную плиту — львиную долю своей продукции болдерайский комбинат экспортирует.


Написать комментарий