Жить на помойке

С наступлением холодов со всех концов страны в столицу стекаются бомжи. Как бы мы к ним ни относились, они рядом с нами. Это новое явление, с которым мы должны научиться сосуществовать.

Как помочь тем, кто не хочет, чтобы ему помогали?

«Вольный» человек

- В скверике за Ботаническим садом живет бомж, – сообщила в редакцию одна из читательниц. – Он соорудил себе палатку из картонных коробок на горке и спит там, но ведь скоро морозы начнутся…

Сердобольная читательница сетовала, что рядом находятся Центр социальной помощи Курземского района, полиция самоуправления, но, видно, никого не интересует судьба бедного бездомного человека…

Приятно, что среди нас есть люди, не равнодушные к чужой беде. «Час» отправился в Пардаугаву, в сквер между улицами Балдонес и Кулдигас.

Бомжа, понятное дело, не было. Только в кустах лежали свернутый пластиковый пакет, еще какой-то сверток.

- Да, мы все его знаем, – с охотой начала отвечать на наши вопросы Анита, которую мы встретили в парке. – У него и жена была, и сестра есть, и две дочери, но он не хочет дома жить. И в ночной приют его брали, но любитель свободы оттуда ушел. Зимой на чердаках ночует, в сарайчиках. Не ворует.

…Жители Кенгарагса хорошо знают одноногого пьянчужку, который сутками сидит на скамеечке на троллейбусной остановке на улице Прушу. Загорелое с сине-красным алкогольным отливом лицо, замызганный спортивный костюм и костыли… Говорят, у него тоже есть родня.

А все вместе эти вольные люди днем собираются на скамеечках вдоль улицы Гоголя на Центральном рынке. И тогда становится ясно, как их все-таки много…

Под присмотром власти

Как бы мы к ним ни относились, они среди нас – со своим отношением к жизни, вшами, блохами и туберкулезом. И никто их не будет вывозить из города. Потому что есть такое понятие, как человек, а на серьезные мероприятия по борьбе с бродяжничеством нет денег и политической воли.

В Германии спокойную жизнь для обывателей покупают – хорошими пособиями для бездомных, теплыми ночлежками, а также деньгами на карманные расходы – на пиво и сосиски. По городу ездят автобусы, которые приглашают бродяг пройти медицинское обследование.

Уроки прошлой зимы, когда за один только январь в столице замерзли 20 человек, ускорили принятие мер к устройству жизни параллельных людей.

- Сейчас в Рижской думе создается программа первой помощи людям без определенного места жительства, – сообщил «Часу» координатор проектов Рижской думы Дзинтарс Залюкснис. – Задача проекта – помочь этим людям выжить, не заболеть инфекционными болезнями и не допустить их распространения.

Прошлой зимой Рижская дума распорядилась, чтобы во время сильных морозов бездомных пускали в здания районных исполнительных дирекций и даже в Ратушу. Но то ли от неинформированности, то ли из скромности бродяги не повалили в чиновничьи апартаменты, только два человека и собака погрелись одну ночь в вестибюле Ратуши. В этом году решено открыть пункты помощи в каждом районе, где бомж сможет обогреться и получить тарелку горячего супа.

- У нас две ночлежки – женская и мужская, почти на 500мест. И зимой мы могли еще увеличить число мест, – говорит специалист. – Но это нецелесообразно. Сейчас надо думать, как информировать тех людей, для кого это делается.

Так как бомжи газет не читают и телевизор не смотрят, решено издать буклет с адресами мест первой помощи. Буклеты раздадут полицейским, социальным работникам, чтобы они несли их в бродячие массы. В местах наибольшего скопления бродяг будут установлены плакаты с бесплатными информационными телефонами, по которым они смогут узнать, куда можно пойти поесть и переночевать. На Центральном рынке, на улице Гайзиня, есть баня для бродяг, куда можно прийти и принять душ. Только не очень любят они это дело…

Для помощи тем, кто хочет вернуться к нормальной жизни, на улице Маскавас, 208, дежурит социальный работник, который поможет оформить документы и зарегистрироваться для получения материальной помощи.

Летом бродяги расползаются по полям и лугам, где им, как птичкам, есть корм и кров. Зимой стекаются в столицу, где тоже сытно, – один Центральный рынок не даст умереть с голоду не одной сотне оставшихся на обочине жизни людей!

Сколько их в столице? На этот вопрос ответить не может никто. В Рижской думе предполагают, около 1000. Помнится, в 1998 году в Рижской думе говорили о желании собрать «книгу нищих», но потом махнули рукой.

Можно сколько угодно ругать капитализм и систему, из-за которой тысячи людей остались без крова и средств к существованию. Но нельзя закрывать глаза на то, что, оказывается, немало людей не против жизни на помойке. Во всяком случае, они не готовы приложить усилия к тому, чтобы вырваться оттуда.


Написать комментарий