Мы ближе, чем Китай. Но дороже

Вчера в зале Skonto завершила работу ежегодная, одиннадцатая по счету международная выставка Baltic Industry. Нынче в ней участвовало более 100 предприятий из стран Балтии, Скандинавии и других европейских государств, представлявших такие отрасли, как машиностроение, металлообработка, электроника и электротехника, пластмассовая и резиновая промышленность, технологии эксплуатации и ремонта, автоматика, производство сырья и материалов и др. Общее впечатление от выставки: латвийская промышленность не только жива, но и планомерно наращивает обороты. Подробнее о положении в отрасли корреспонденту Телеграфа рассказал президент Латвийской ассоциации машиностроения и металлообработки (ЛАММ) Вилнис Рантиньш.

Индустрия, дети, иностранцы

Благоприятные приметы на Baltic Industry были видны невооруженным глазом. Во-первых, это обилие школьников, которые с большим интересом следили за тем, как умные станки — роботы и манипуляторы — обрабатывают сложные детали. При этом глаза детей горели неподдельным восторгом — не меньшим, чем если бы они смотрели американский блокбастер. Во-вторых, много было английского, немецкого, литовского и других языков, ибо зарубежные инвесторы и партнеры не дремлют: рыба ищет, где глубже, а инвесторы — где выгоднее.

Лучше меньше, да лучше

Похоже, президенту ЛАММ есть что показать. Перед ним — графики, пестрящие цифрами. “Вот смотрите, — поясняет Вилнис Рантиньш, — за последние 3 года объемы производства отрасли заметно увеличивались: 2003 год — 726 милионов евро, 2004-й — 985 милионов, 2005-й — 1215 милионов Но если мы сравним количество занятых в промышленности, то увидим интересную картину: 2003-й — 31 029 человек, 2004-й — 32 554, 2005-й — 32 600. То есть число работающих почти не увеличивалось, а оборот вырос намного. Это говорит только об одном: отрасль развивается интенсивно, постоянно растет производительность труда”.

Если сравнить годовую выработку на одного в первом полугодии 2006-го с соответствующим уровнем прошлого года, то нынче один человек произвел продукции на 28,7 тыс. Ls, а в прошлом году — на 25,3 тысячи, что на 13,31% больше. При этом самые плодовитые работают в сфере производства металла — 72,67 тыс. Ls в год на одного работающего. Конечно, это не значит, что в отрасли существует потогонная система. Просто для того, чтобы быть конкурентоспособными, предприятия должны технически перевооружаться. По словам Рантиньша, дефицит кадров актуален и в индустрии. Чтобы привлечь и удержать людей, нужно повышать им зарплату. И идеальным вариантом он видит одного работника, управляющего сразу четырьмя станками с ЧПУ. Таким образом он сможет заменить 15—20 человек, работающих на допотопном оборудовании, а получать вознаграждение — за троих-четверых.

Сначала производительность, потом зарплата 28,7 тыс. Ls в год на одного занятого: много это или мало? Мало. У старожилов ЕС этот показатель в три раза выше. Но стоит обратить внимание и на вторую цифру — годовой прирост этого показателя на 13,31%: такими темпами старые страны ЕС похвастаться не могут.

Что касается зарплат, то в планах ассоциации — в течение двух лет добиться их увеличения вдвое. Сейчас в среднем работники отрасли зарабатывают 250 Ls или чуть больше (трудно сравнить зарплату металлурга и работника кустарной мастерской).

Причем оплата труда растет и в регионах, за будущее которых, уверен Рантиньш, можно не волноваться. Взять, к примеру, Даугавпилс, находящийся у восточных границ ЕС, — скоро он сможет догнать столицу. Сегодня все больше предпринимателей, работающих в Риге, задумываются: если я продам свои дорогие площади в Риге или ее окрестностях и переберусь в Латгалию, то выиграю намного больше.

Есть заказчик в своем отечестве!

Показатели роста экспорта для любой отрасли считаются одними из главных: чем больше продукции отправляется за рубеж, тем лучше. С этим Вилнис Рантиньш не совсем согласен. В 2003 году отрасль экспортировала продукции в размере 75% от общего объема произведенного, в 2004-м — 73%, и наконец в прошлом — 68%. И это здорово, так как свидетельствует о том, что экономика Латвии развивается и ей самой необходимо больше продукции промышленного сектора. Например, объемы выпуска в производстве металлоконструкций за год выросли почти на 40%. Это последствия строительного бума, который требует все больше металла. Рост аппетита демонстрируют и пищевая промышленность, и деревообработка: все меньше уходит на экспорт кругляка и все больше — готовой продукции, для чего заказываются станки у местных производителей. Много заказов у рижской “вагонки”, судоремонтного завода.

Директивы приказали производить

Похоже, что латвийская индустрия уже начинает восприниматься без иронии. Но для этого ей пришлось пройти тернистый 15-летний путь выживания. “Я хорошо помню начало 1990-х, — вспоминает глава ассоциации. — Когда премьером стал Биркавс, он недвусмысленно заявил, что промышленность нам не нужна, наши приоритеты — туризм, торговля, банки. Но несмотря на отсутствие какой бы то ни было поддержки со стороны государства, отрасль выстояла”. Как говорит Рантиньш, весьма кстати оказалась поддержка ЕС. И дело не только в софинансировании из еврофондов. Через отраслевые общественные организации ЕС латвийские промышленники имеют возможность влиять на выработку тех или иных директив. И в самых верхах Еврокомиссии неоднократно заявлялось, что промышленность остается приоритетом в развитии экономики. Стержнем, который дает стране грамотные кадры, развитие науки и технологий. К такому мнению не могут не прислушаться и в нашем правительстве. Кстати, по мнению Рантиньша, Калвитис — первый премьер, который не постеснялся заявить о важности для страны ее промышленности. А когда люди чувствуют, что государству на них не наплевать, у них появляется азарт, желание сделать больше.

Китай — это немного дальше

Сегодня продукция латвийских заводов поставляется в 116 стран мира, причем в их списке можно найти самые экзотичные. Вот, например, Baltrotor поставляет свои ротационные манипуляторы даже в Бразилию и Уругвай. В этом году сектор производства прицепов выдал продукции на 136% больше, чем в прошлом году. Многие из фур, которые встречаются на дорогах Европы, — латвийского производства. Наши производители освоили производство не заготовок для прицепов, а конечного продукта, что сразу дало свой результат. Здесь в первую очередь следует отметить Monotransserviss, который установил у себя сварочный робот и тем самым постоянно увеличивает объемы производства и получает новые заказы.

Что касается иностранцев, то на выставке интерес к нашей промышленности с их стороны действительно большой. “У нас уже были ирландцы, немцы, финны, датчане, шведы, — перечисляет Рантиньш. — Кто то хочет продать свои станки, кто-то желает открыть производство”. По словам главы ассоциации, еще рано говорить о чем-то более конкретном, но живой интерес к Латвии проявил один из директоров крупнейшего мирового производителя дизельных двигателей — компании Caterpillar motoren GmbH. У предприятия есть свой завод в Китае, но представитель фирмы считает, что у нас хорошие кадры и культура производства, смышленая молодежь. Поэтому не исключено, что Caterpillar motoren GmbH захочет возвести свой новый завод именно у нас. А как же быть с дешевой рабочей силой? На самом деле, как считает Рантиньш, кроме цены рабочих рук, серьезные партнеры ценят качество продукции и качество логистики. Поэтому у наших промышленников есть все шансы в конкурентной борьбе.

“Если вы хотите иметь дешевую рабочую силу, то вам — в Китай. Так приходится растолковывать ситуацию тем, кто приезжает к нам, чтобы сэкономить на людях, — объясняет Вилнис Рантиньш. — Мы не можем работать, довольствуясь горсточкой риса, нам нужен кусок мяса”.


Написать комментарий