Мы идем к третьей Атмоде?

Аналитики компании Fontes изучили проблему выплаты зарплат в Латвии и сделали несколько неутешительных выводов.

Как удержать бухгалтера

Главный из выводов банален: работнику надо хорошо платить, чтобы он не перебежал к конкуренту или не уехал из страны. Впрочем, зарплаты и так растут: в прошлом году они увеличились на 16,2%, а в этом уже – на 11,8%. В среднем, разумеется.

Результат насколько приятный, настолько же и спорный. Сами же аналитики признали, что их респондентами стали лишь сто наиболее активных предприятий Латвии из 17 отраслей – все они входят в «топ 500». Признались они и в том, что информацию им дали только те, кто захотел ее дать, и посетовали, что большая часть предприятий строительных, торговых, лесозаготовительных делает деньги в «сером секторе». Все «серые» скромно ушли от аналитиков, пожелавших узнать, например у строителей, почему при реальном росте зарплат в 50% официальная зарплата их главных бухгалтеров равна всего 200 латам…

Но аналитики и сами об этом догадываются. В тех компаниях, которым нечего скрывать, финансисты получают больше 1000 латов в месяц. Прямых цифр не приводится – это подтверждают косвенные данные. В частности, при анализе выяснилось, что рижские финансовые директора получают больше своих коллег из провинции в среднем на 840 латов. Притом что рост зарплат в провинции в минувшем году был стремительнее, чем в Риге: 13 против 11%.

Для удержания работников распространенной практикой стала выплата им квартальных премий. Это делают 58% предприятий. Из опрошенных, разумеется. 94% работодателей устраивают рождественские и новогодние балы для сотрудников, 88% страхуют их здоровье, 84% дарят подарки, 83% разрешают пользоваться служебной машиной вне работы. Примечательно, что все опрошенные руководители высшего уровня признали, что получают просто большие денежные премии…

Если вернуться к бухгалтерам, то большую часть их составляют женщины. Они скачут с места на место реже мужчин, но скачут, причем чем выше образование, тем делают это смелее. Чтобы удержать женщин на рабочих местах, работодатели стремительно сокращают разницу в оплате женского и мужского труда. В группе специалистов и старших специалистов она сократилась до 7%, в то время как у низкооплачиваемых работников разница все еще достигает почти 40%.

Проблемы закольцовываются сами собой

Аналитики уверены, что на нашем рынке труда придется повышать зарплаты еще три-пять лет. Естественно, это приведет к росту затрат, но поднимать зарплаты только за счет роста цен – это не решение проблемы. Конкурировать на рынке Евросоюза можно только за счет увеличения объемов или роста эффективности производства. А она в стране растет в среднем только на 6- 7%, то есть в два раза медленнее, чем растут зарплаты. Эффективность способны поднять умные головы, но они становятся все дороже. Получается замкнутый круг.

И это еще не все. Если ежегодный прирост нашего ВВП обозначить как А, а ежегодную инфляцию – как В, то наша экономика в последнее время стремится жить по формуле: А – В = 0. Так можно напрягаться еще очень долго, радуясь увеличению ВВП и росту зарплат, прибавку которых все равно сжирает инфляция. Которую, в свою очередь, порождает повышение зарплат, а еще больше – «серые зарплаты», а также вяло ползущая вверх эффективность производства. И здесь проблемы закольцевались.

А поэтому, делают вывод аналитики, в перспективе страну неизбежно ждет решение двух острых проблем. Первая: если продолжать жить, как живем, то уже к середине века вероятна катастрофа – хорошо оплачиваемые по «серым» схемам, но неэффективно работающие работники не смогут дать в бюджет столько, чтобы прокормить своих пенсионеров. Вторая проблема вытекает из первой: в условиях глобализации для поддержания благосостояния своего народа придется планомерно завозить заведомо низкооплачиваемые, но эффективно работающие трудовые ресурсы. Для чего правительству предстоит решить нелегкую задачу – из каких стран их везти. Тут выбор большой, но нельзя промахнуться, иначе как бы не пришлось начинать третью Атмоду…


Написать комментарий